27.12.2004
логотип R.J. Reynolds Tobacco

$17 млн за курение подростков



Суд запретил табачной компании R.J. Reynolds Tobacco рекламировать свою продукцию в журналах для подростков. Кроме того, RJR выплатит $11,4 млн штрафов за нарушение правил рекламы и погасит $5,9 млн судебных издержек. Решение суда стало полной неожиданностью для RJR, которая в этом году планирует слияние с Brown & Williamson.

Любой экономист знает главный закон маркетинга: если компания хочет продать свой товар, то она должна определить, кто будет этот товар покупать, а потом рассказать потенциальным покупателям об этом товаре. Оказывается, этот закон не работает в табачном бизнесе. Точнее, ему не дают работать.

Естественное желание американской табачной компании R.J. Reynolds Tobacco Co. расширить контингент клиентов за счет молодежи натолкнулось на противодействие судебных органов. Табачникам запретили рекламировать их продукцию в журналах, главными читателями которых будут подростки.

Дело против R.J. Reynolds началось еще в 2001 году: года ее дочерняя компания RJR была обвинена в нарушении соглашения 1998 года, подписанного 46 штатами, об ограничении рекламы сигарет.

По этому соглашению табачным компаниям запрещено рекламировать свои изделия, целенаправленно ориентируясь на молодежь, в частности, через журналы для подростков. А RJR, по мнению истцов, активно занималась этим в Калифорнии.

Теперь эта табачная компания, владеющей такими распространенными в России брэндами, как Camel, Winston и Salem, согласилась ограничить рекламу табачных изделий в журналах, чья молодежная аудитория составляет более 15%, однако с некоторыми исключениями. В список «запрещенных» отныне для RJR журналов попали такие издания, как Rolling Stone, Sports Illustrated, Hot Rod и Allure.

Более того, табачникам запретили «изменять рекламу своей продукции в целях привлечения большего числа молодежной аудитории». Кроме того, компанию обязали следить, чтобы количество подростков, подвергающихся воздействию рекламы, всегда было на 30% меньше, чем количество взрослых.

Таким образом, компания решила урегулировать иск генерального прокурора штата Калифорния Билла Лоукера.

Прокурор остался очень доволен постановлением суда. «Это решение – важная победа в нашей беспрерывной борьбе за прекращение табачной рекламы, которая направлена на наших детей и призывает их употреблять этот смертельно опасный продукт», – заявил прокурор. А его пресс-секретарь добавил, что это дело очень важное, поскольку помогает защитить детей, не достигших 21 года, от опасной рекламы.

«Ежедневно тысячи детей начинают курить, а потом большое количество их умирает от болезней, вызванных табаком», – считает пресс-секретарь.

Мало самоограничений – RJR выплатит $11,4 млн штрафов и $5,9 млн судебных издержек. Можно сказать, компании еще повезло, поскольку суд уменьшил сумму штрафов на $20 млн.

Суд отклонил первоначальное требование истцов на основании того, что сумма исковых требований «основывалась на объеме рекламы компании по стране в целом, а не только по Калифорнии».

Это решение суда – не очень приятная новость для Reynolds Tobacco, которая в этом году начала процесс слияния с другой крупной компанией – Brown & Williamson Tobacco Corp. После объединения компаний Reynolds Tobacco получит такие брэнды, как Kool, Lucky Strike, Pall Mall. Но на них также распространяется решение суда.

Степан Головин

Газета.RU