27.12.2004

Монопольный праздник



Председатель городского комитета по рекламе Владимир Макаров обнародовал цифры бюджетных расходов на оформительские работы к новогодним праздникам. Всевозможная мишура в этом году обойдется столице примерно в 150 млн руб. Основную часть этих средств получит компания, выигравшая "творческий" конкурс мэрии. По странному стечению обстоятельств, уже не первый год новогодний заказ достается частной фирме "Мосгорреклама", которая неофициально считается монополистом на столичном оформительском рынке.

По словам Владимира Макарова, наступление 2005 года столица отметит беспрецедентными достижениями в области наглядной агитации. Кроме многочисленных разноформатных петушков (символа 2005 года), а также 200 км световых гирлянд и 1500 плакатов, в Москве расставят 400 искусственных елок и пластиковых новогодних персонажей. Некоторые будут с претензией на гигантизм: по городу расставят 15 елок высотой более 27 метров и 38 15-метровых конструкций. А на Поклонной горе, например, установят 15-метрового Деда Мороза и 35-метровую "ель", оснащенную караоке. Все желающие могут спеть любимые песни под сенью светящегося высокотехнологичного дерева. Репертуар, правда, ограничен стандартным набором корейских производителей электроники. Вся эта радость будет стоить городской казне около 100 млн рублей.

- Еще 30-40 млн руб. на оформление своих улиц и площадей потратят префектуры, - сообщил Владимир Макаров - Эти деньги пойдут не из кармана налогоплательщиков, а из специального фонда, где собираются средства от частных фирм за пользование городским рекламным пространством.

Главная интрига предстоящего новогоднего оформления в том, что некоторые его элементы позаимствованы из неиспользованного реквизита ко Дню города (празднование в сентябре было отменено из-за теракта в Беслане). У столичных властей и частных фирм остались невыполненные обязательства перед рекламодателями, которые с лихвой будут компенсированы новогодними плакатами, флагами и перетяжками над магистралями. А поскольку выгодные заказы на праздничное наружное оформление традиционно достаются одной фирме - ОАО "Мосгорреклама", то система взаимозачетов упрощается. Именно "Мосгорреклама" весной выиграла открытый конкурс на оформление столицы ко Дню города. Эта же компания получила заказ и на Новый год. На проходившем в августе творческом конкурсе, в котором участвовало почти два десятка претендентов, предпочтение комиссии мэрии во главе с Валерием Шанцевым было отдано "Мосгоррекламе" (в предыдущие годы эта фирма получала подряды просто постановлением правительства). Поручая нынешний новогодний заказ "Мосгоррекламе" и ее дочерней структуре "Столица М", Валерий Шанцев без всякого смущения сказал:

- Отрадно, что вопрос о новогоднем оформлении впервые рассматривается на правительственном уровне. К сожалению, количество участников и интересных предложений еще недостаточно для такого города, как Москва, однако мы будем совершенствовать процедуру проведения открытых конкурсов с учетом специфики этой сложной работы.

Кстати, на "новогоднем" конкурсе вышло так, что творческий аукцион незаметно перешел в подрядный. То есть та фирма, которая выиграла творческий конкурс, автоматически получила и подряд в 100 млн руб. на изготовление и размещение копеечных пластиковых конструкций и нехитрых световых гирлянд. Без всякого конкурса. Кстати, запрос "Известий" относительно стоимости, разнообразия и прибыльности новогодних гирлянд и снежинок для фирмы руководство "Мосгоррекламы" оставило без ответа.

Единственное пожелание Валерия Шанцева к партнерам - убрать в этом году полутона из новогодней цветовой гаммы. Волею чиновников в новогоднем облике Москвы-2005 будут преобладать голубые, синие и зеленые цвета. В остальном (за исключением гигантских елей) оформление столицы не будет отличаться разнообразием. Сломать сложившуюся в Москве монопольную систему распределения городских подрядов на праздничное оформление не удается пока никому. Что неудивительно: руководитель "Мосгоррекламы" и "Столицы М" Сергей Турта (бывший гендиректор знаменитого "Хопер-Инвеста") считается близким другом некоторых высших чиновников городской администрации, в том числе бывшего руководителя департамента транспорта и связи Москвы Леонида Белова, а также прежнего руководства городского комитета по рекламе. На положении безальтернативного новогоднего оформителя не повлиял даже мартовский скандал 2004 года, когда "Мосгорреклама" в канун президентских выборов развесила по столице рекламные перетяжки фильма "Сматывай удочки" со слоганом "Сматывай удочки - сразу после выборов".

Вкусовые и личные предпочтения чиновников правительства Москвы горожане будут испытывать на себе еще долго - в январе 2005 г. должен пройти масштабный творческий конкурс на оформление города к юбилею Победы. До сих пор заказы на флаги и прочие атрибуты праздника доставались одной фирме - все тому же ОАО "Мосгорреклама". Кто выиграет нынешний конкурс, остается догадываться.

Борис УСТЮГОВ

Известия