27.12.2004
Скай Линк

"Скай Линк" пока отстает по темпам привлечения абонентов



Юлия Белоус

Амбициозный сотовый оператор “Скай Линк”, строящий общероссийскую сеть стандарта CDMA-450, пока не оправдывает ожиданий рынка. За полтора года существования компания подключила 135 000 абонентов, тогда как в России уже почти 70 млн пользователей сотовой связи.


ЗАО “Скай Линк” было образовано в июне 2003 г., 50% компании принадлежит компании Hurdsfield, на 100% контролируемой столичной АФК “Система”. Другая половина принадлежит компании Carmarten, контролируемой RTDC Corp и рядом более мелких акционеров.

“Скай Линк” владеет пакетами в компаниях “Дельта Телеком”, МСС, “Персональные коммуникации” (торговая марка “Сонет”) и около 50 региональных операторов стандарта NMT-450, имеющих лицензию на CDMA-450. Лицензионная зона компании покрывает до 80% территории России. Сейчас сети “Скай Линка” работают в Москве, Петербурге, Пскове, Ижевске, Твери, Великом Новгороде, Мурманске. Построены сети и еще в 11 российских городах.

Однако аналитики считают маркетинговые успехи довольно скромными. “В отличие от сотового рынка в целом, темпы роста абонентской базы CDMA-450 не соответствуют даже самым пессимистичным прогнозам”, — считает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Пока компании не удалось выполнить свои собственные планы по привлечению абонентов.

В мае в интервью “Ведомостям” Владимир Костров, бывший тогда гендиректором “Скай Линка”, сказал, что на конец 2004 г. у компании будет около 200 000 абонентов. Однако, по словам нынешнего генерального директора “Скай Линка” Раисы Розиновой, сейчас у компании 135 000 абонентов. Розинова затруднилась сказать, чем вызвано такое расхождение между намеченными и реально достигнутыми цифрами. По ее мнению, в этом году компания выполнила все намеченное.

Проблема “Скай Линка” в том, что до сих пор у компании отсутствует четкая стратегия развития, считает Панкратова. “Они пока не могут ни определить свою конкретную целевую аудиторию, ни выработать разумную тарифную политику”, — говорит Панкратова. По ее мнению, такая неопределенность во многом связана с частой сменой руководства: Розинова уже третий гендиректор “Скай Линка” за последний год.

В самом “Скай Линке” считают, что основные проблемы сейчас исходят не от центра, а от регионов. По словам Розиновой, почти у всех купленных местных NMT-активов есть существенные задолженности, которые продолжают расти. К тому же в этих компаниях остро стоит кадровый вопрос. “Большинство талантливых сотрудников давно ушли из них к GSM-операторам”, — сетует Розинова.

“Конечно, "Скай Линк" сейчас, как всякая начинающая компания, испытывает сложности и с руководящей, и с организационной структурой, но проблемы с привлечением абонентов вызваны не только этим”, — говорит аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. “Дело в том, что компания позиционирует свои услуги под лозунгом "отличная связь для VIP-клиентов", между тем как ничего этого в реальности нет”, — считает Погребинский.

По его мнению, чтобы проект действительно начал приносить отдачу, необходимо проводить более агрессивную маркетинговую политику, расширять покрытие сети, увеличивать количество и качество предлагаемых CDMA-телефонов. А аналитик J`son & Partners Елена Полукарова добавляет, что развитие “Скай Линка” тормозится из-за того, что пока телефоном этой компании можно пользоваться только внутри России — зарубежного роуминга у “Скай Линка” нет.

В Россвязи проблемы “Скай Линка” видят в том, что у компании пока нет качественного и интересного контента, которым можно было бы привлечь абонентов. По словам замруководителя Россвязи Андрея Бескоровайного, предоставления лишь высокоскоростного доступа в Интернет недостаточно, чтобы говорить о качественно новых услугах.

Руководство “Скай Линка” уверено, что в следующем году большинство из проблем компании будут решены. По словам Розиновой, в этом году инвестиции в развитие “Скай Линка” составили $80 млн, в 2005 г. эта цифра увеличится в несколько раз. В результате покрытие сети будет существенно расширено. В Москве и Петербурге будет запущена технология EV-DO, позволяющая увеличить скорость мобильного Интернета.

Для продвижения контент-услуг будет внедрена специальная платформа BREW. Проблема работы “Скай Линка” в зарубежных сетях будет решена при помощи так называемого пластикового роуминга. По словам Розиновой, возрастет и количество CDMA-аппаратов, поставляемых в Россию, причем многие из них будут рассчитаны именно на бизнес-сегмент.

“Следующий год станет переломным для "Скай Линка": он или начнет нормально работать, или уйдет с рынка”, — считает Панкратова. Правда, она подчеркивает, что даже при успешном развитии доля “Скай Линка” на российском рынке сотовой связи все равно будет достаточно небольшой. По мнению Панкратовой, к 2007 г. количество абонентов CDMA-450 может составить около 1 млн человек.



Ведомости