12.01.2005
"Балтика"

"Балтика" попала в рекламную паузу. Рекламщики отказываются снимать для нее ролики



Как стало известно Ъ, Некоммерческое партнерство продюсеров киновидеорекламы (НППР; объединяет крупнейших производителей рекламных роликов) отказалось снимать клипы для пивоваренной компании "Балтика". НППР требует, чтобы "Балтика" заплатила членам партнерства деньги за уже отснятые ролики. Рекламисты расценивают действия НППР как свидетельство зрелости рынка производителей рекламы, объем которого эксперты оценивают в $150 млн.

ННПР создано в апреле прошлого года. В партнерство вошли десять крупнейших компаний, занимающихся производством рекламных роликов: Action Film, Bazelevs, Ball Park, Chilli film, DAGO, DTV-MA, Focus Film, Metra Films, Park Production, Yarche! Production. По оценкам экспертов, объем рынка производства рекламных роликов в прошлом году достиг примерно $150 млн. Члены НППР, по их собственным оценкам, контролируют больше половины этого рынка.

В середине декабря прошлого года входящая в НППР компания Metra Films обратилась к членам партнерства, попросив помочь урегулировать отношения с пивоваренной компанией "Балтика". Летом рекламное агентство "Сомерсет Харт" (обслуживает "Балтику") заказало Metra Films рекламный ролик. Вскоре после того как клип был снят, Госдума приняла поправки к закону "О рекламе", ограничивающие рекламу пива, в том числе спонсорство пивоварами спортивных соревнований. "Поскольку в ролике Metra Films акцент был сделан на том, что 'Балтика' активно спонсирует футбол, заказчик от него отказался, правда, заплатить все же обещал,-- рассказывает генеральный директор Metra Films Артем Васильев.-- Однако к концу года 'Балтика' отказалась платить безо всяких на то оснований". По словам господина Васильева, когда стало ясно, что агентство "Сомерсет Харт" не может получить долг с "Балтики", его компания обратилась за помошью к коллегам.

Получив обращение Metra Films, члены НППР выяснили, что "Балтика" задерживает платежи еще ряду компаний. Несколько месяцев ждали денег за уже снятые ролики также фирмы DAGO и Ball Park. В целом размер долга "Балтики" перед рекламистами невелик. По оценкам участников конфликта, Metra Films пивовары задолжали около $60 тыс., компаниям DAGO и Ball Park -- порядка $150 тыс. Тем не менее члены партнерства решили воздержаться от съемок клипов для "Балтики" до тех пор, пока питерские пивовары не заплатят долги всем членам НППР, и в конце декабря направили в "Балтику" соответствующее письмо. "Члены партнерства уже устранились от участия в тендерах по двум проектам 'Балтики', объявленным в конце декабря",-- заявила Ъ исполнительный секретарь НППР Анна Шарова. В компании "Балтика" отрицают существование проблем в отношениях с рекламистами. "Никаких офицальных или неофицальных отказов от выплат средств не было,-- заявил Ъ пресс-секретарь компании 'Балтика' Алексей Кедрин.-- Вся суета, вероятно, связана с тем, что компании хотели до конца года закрыть все платежи". По его словам, в ближайщие два-три дня "ситуация прояснится".

Для участников рынка, между тем, очевидно, что "Балтика" может и проигнорировать ультиматум производителей роликов. "Серьезных проблем для 'Балтики' это не создаст,-- полагает генеральный продюсер не входящей в НППР студии Ninjafilms Лео Залесский.-- Хотя 'Балтика' действительно расплачивается очень долго, в Москве есть небольшие студии, которые готовы работать с таким крупным заказчиком. Кроме того, можно обратиться к украинским рекламистам".

Однако рекламисты расценивают действия НППР как свидетельство зрелости рынка производителей рекламных роликов. "Прошло время, когда мы брались за любую работу,-- отмечает господин Залесский.-- Сейчас студии достигли такого уровня, когда они начинают выбирать клиентов". "Да, для крупных рекламодателей мы блохи, но хоть как-то мы должны кусаться,-- говорит режиссер компании Yarche! Production Ярослав Чеважевский.-- По полгода, по году, а бывает и по два года ждать от российских рекламодателей деньги, которые мы давно заработали, уже невозможно".

ТИМУР БОРДЮГ, РОМАН ОВЧИННИКОВ

КоммерсантЪ