13.01.2005

Мертвые души мобильного мира



Оксана Кобзева Более половины россиян и почти 100% москвичей к концу прошлого года стали абонентами мобильной связи, сообщает отчет компании AC&M. Но и у самих исследователей эти данные вызывают настороженность: количество «мертвых душ», по разным оценкам, составляет от 22 до 35%.

Общее число пользователей сотовой связи в России на конец 2004 года составило почти 74 млн, сообщается в исследованиях компании AC&M. Декабрь оказался рекордным месяцем по числу подключений абонентов: прирост составил 8,3 млн, почти в два раза больше, чем за ноябрь. Уровень проникновения сотовой связи в России превысил 50%, тогда как в конце 2003 года он составлял только 25%. На самом большом российском рынке – московском этот показатель достиг 99,2% против 68% в предыдущем году.

По данным компании, МТС лидирует по количеству абонентов на российском рынке, но в Москве «Вымпелком» опередил своего конкурента. По состоянию на конец 2004 года у МТС в России было 26,5 млн абонентов, у «Вымпелкома» – 25,715 млн. За последний месяц ушедшего года «Вымпелком» и МТС телефонизировали почти 5% населения России, продав около 7 млн контрактов. МТС увеличила свою абонентскую базу на 15,5%, а его основной конкурент – на 14,7%.

Aналитики AC&M обращают внимание, что прирост числа региональных абонентов МТС происходил в том числе и за счет приобретения в декабре новых операторов: «Горизонта-РТ» (около 100 тыс. пользователей) и «Телесот-Алании» (около 50 тыс.).

В столице две лидирующие компании подключили практически одинаковое число новых пользователей. Доля третьего по величине оператора – «Мегафона» в новогодних подключения была на уровне 18%, что составило 215 тыс. новых абонентов.

Первое место по количеству подключений в регионах в 2004 году принадлежит МТС. Но лидером по числу региональных абонентов пока остается «Вымпелком», который на конец декабря обслуживал 17,2 млн пользователей. МТС следует за ним с отставанием всего в несколько десятков тысяч абонентов.

МТС в декабре 2004 года была лидером по подключениям в Санкт-Петербурге, подписав на свои услуги 131 тыс. абонентов. «Вымпелком» увеличил число своих пользователей в северной столице на 117 тысяч. Для обоих операторов это был рекорд по подключениям в регионе. «Год для сотовых компаний закончился очень успешно, – считает Константин Чернышев, аналитик по телекоммуникациям ИК «НИКойл», – и суть теперь не в том, кто кого перегонит, а в качестве предоставляемых услуг и реальном количестве абонентов».

Приближение к стопроцентному уровню проникновения сотовой связи в Москве повысило интерес аналитиков к различию между такими показателями, как реальное число людей, пользующихся услугами сотовой связи, и теми цифрами, которые операторы сообщают, руководствуясь собственной политикой учета абонентов. Аналитики AC&M полагают, что разница между действительным количеством пользователей сотовой связи в московской лицензионной зоне и цифрой, сообщаемой операторами, составляет как минимум 22%. Расчеты других исследователей рынка еще более пессимистичны.

Они считают, что эта разница составляет от 25 до 35%. «На четверть прирост новых абонентов – мертвый, – говорит Константин Чернышев, – реальные цифры прояснятся только через шесть месяцев, когда закончится действие предновогодних маркетинговых инициатив сотовых компаний, и станет видно, сколько реально абонентов осталось в сети».

Несоответствие числа реальных и заявленных абонентов варьируется от оператора к оператору в зависимости от применяемой политики учета пользователей. МТС, например, перестает учитывать своих абонентов, если их баланс равен нулю или ниже в течение 183 дней, либо пользователь не осуществил ни одну транзакцию, которая привела бы к списанию денег со счета в течение этого срока. Схожая политика учета абонентов и у «Вымпелкома». Но этот оператор сначала блокирует пользователя, у которого счет остается без движения в течении 180 дней, а только потом исключает из абонентской базы по прошествии еще 180 дней. «Мегафон» традиционно демонстрирует политику учета абонентов, отличную от двух лидирующих компаний. Оператор исключает из числа своих абонентов пользователей, если они находятся в вынужденной блокировке более чем 90 дней.

«Рекордные цифры подключений, исходящие от сотовых компаний, заставляют задуматься о реальности показателей», – говорит Надежда Голодова, аналитик ИК «Атон». По ее мнению, искажения при сравнении могут быть связаны с разными подходами к учету абонентов. «Чтобы цифры стали сопоставимыми, должна применяться единая политика учета пользователей сети», – считает Надежда Голодова.

Газета.RU