13.01.2005

Зомбирование компьютеров не остановить. Доля России в мировом объеме спама меньше 1проц.



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Исследовательская компания Sophos опубликовала рейтинг стран-спамеров, в котором который год подряд лидирует США. Россия в "грязную дюжину" стран, засоряющих электронные почтовые ящики, не попала. Что вызвало удивление у российских компаний, борющихся с интернет-мусором. По мнению экспертов, Россия вносит немалый вклад в мировой поток спама, который почему-то проигнорировали аналитики из Sophos.

"Приведенные Sophos цифры фактически отражают количество "дыр в заборе", а не "вклад" конкретной страны",-- возражает начальник отдела разработки почтовой системы компании "Рамблер" Максим Дунин. В итоговом обзоре Sophos лидером среди стран-спамеров по-прежнему остаются США -- на их долю приходится 42,11% всего интернет-мусора. Спамеры Южной Кореи обеспечили своей стране второе место в рейтинге Sophos -- 13,43%. А третье место с 8,44% занимает Китай. В прошлом году на борьбу со спамом зарубежные компании потратили больше $40 млрд. России в Top-12 места не нашлось, но это не значит, что с электронным мусором в Рунете все в порядке. По подсчетам "Рамблера", доля России в мировом объеме спама гораздо больше -- ведь многие серверы в России используются для поддержки деятельности спамеров. "В рейтинге антиспамерского проекта Spamhaus мы занимаем шестое место",-- сказал Максим Дунин. По статистике ООН уже сегодня несанкционированная реклама составляет почти 70% всей почты глобальной сети. А по данным "Рамблера", в общем входящем потоке почты количество спама достигает 80-90%. Объем спама в почте "Яндекса" на том же уровне - 85-90%.
По мнению основателя компании "Ашманов и партнеры" (разработчик антиспамового ПО) Игоря Ашманова, доля России в общем потоке спама невелика: "Большая часть спама и вирусов идет из Западной Европы и США, просто потому что там больше компьютеров и грамотных пользователей". Тем не менее, цифры Sophos, по мнению Игоря Ашманова, не отражают реальную картину: "Sophos считает в основном в США и Европе, о том, что происходит в России и Азии они имеют весьма смутное представление".
Главный редактор компании "Яндекс" Елена Колмановская также считает, что рейтинг стран -- источников спама -- вещь весьма относительная. "Речь здесь идет скорее о физическом расположении компьютера, пославшего спамовое письмо". Спамеры уже давно не пользуются для рассылок своими компьютерами. Письма, как правило, рассылаются через взломанные машины -- так называемые "компьютеры-зомби", которые могут находиться в любой стране мира. "Дырявыми" компьютерами в Южной Корее пользуются и американские, и русские, и все прочие спамеры",-- говорит Елена Колмановская. По ее словам, русские спамеры предпочитают отправлять свои письма через компьютеры, находящиеся в США, а американские -- из Индии и Китая.
Позиция страны в рейтинге Sophos, считает Колмановская, скорее говорит об уровне ее интернетизации (то есть о количестве подключенных к сети компьютеров) и квалификации системных администраторов и пользователей, чем об уровне спамового бизнеса.
Сегодня спам -- это один из самых дешевых и эффективных способов рекламы в интернете. Всего за несколько сотен долларов о фирме или услуге узнают миллионы пользователей. Специальные программы-роботы "бродят" по сайтам, собирают опубликованные на них адреса электронной почты и заносят их в базу данных. Дальше -- дело за малым. По готовой базе можно разослать миллионы рекламных писем. Защититься от такой рассылки почти невозможно -- спамеры успешно обходят даже самые "хитрые" антиспам-фильтры. А если поставить самый высокий уровень безопасности, то фильтр будет отсекать и нужные послания. Поймать засоряющего ваш почтовый ящик спамера практически невозможно -- рассылки идут с фиктивных e-mail- и подставных IP-адресов. Эксперты Sophos оговариваются, что объемы спама определялись исключительно по территориальному расположению серверов рассылки, и установить гражданство спамеров невозможно. Так что под карающую длань закона обычно попадают не сами спамеры, а их клиенты. Они заказывают рекламные рассылки и зачастую даже не догадываются о незаконности такого маркетингового шага.

Деловая газета "Бизнес"