13.01.2005
SAAB

SAAB может исчезнуть



АНДРЕЙ ДЕРНЯТИН

Компания General Motors (GM) может отказаться от брэнда SAAB -- решение будет принято через три месяца после анализа эффективности инвестиций.

Даже отдаленная угроза закрытия компании SAAB приведет к серьезным политическим проблемам в Швеции, где автомобильная отрасль обеспечивает большое количество рабочих мест. The Financial Times сообщает, что премьер-министр Швеции Йоран Перссон уже посетил Цюрих, где расположен европейский офис GM. Министр предложил инвестировать значительные средства в регион Тролльхэттен, где находится завод SAAB. В прошлом году GM добавил две новых модели к линейке SAAB, правда, затем этот шаг был назван руководителями компании "непродуманным". Недавно Рик Вэгонир, глава корпорации GM, признал, что продажи модели 9-2X (новая модель SAAB, фактически перелицованная из модели аффилированного с GM японского Subaru) идут плохо. Правда, Джон Дивайн, финансовый директор GM, заявил в понедельник, что брэнд SAAB до сих пор является привлекательным, однако нужно снизить влияние валютных рисков на производство. Подоплека этого высказывания в том, что шведский завод компании сильно пострадал от укрепления шведской кроны.
The Financial Times пишет, что, судя по всему, в GM до сих пор не могут понять позиционирование на рынке брэнда SAAB. Согласно статистике, основной покупатель машины SAAB -- это ученый или сотрудник университета. Один из руководителей компании заявил, что сомневается в достаточном количестве профессоров, которые смогут своими покупками автомобилей SAAB оправдать инвестиции.
В течение десяти лет лишь один год был прибыльным у SAAB. При этом GM последнее время ограничивала самостоятельность руководителей компании. Решения, касающиеся производства, проектирования и дизайна, теперь принимают руководители отделений GM Europe, расположенных в Германии и Швейцарии. Местный менеджмент SAAB занимается только контролем брэндинга и маркетинга.
На судьбу завода в Швеции может повлиять решение GM о переводе производства модели SAAB 9-5 на завод в немецком Рюссельхайме, где собирается Opel Vectra (обе модели сделаны на единой платформе с использованием общих агрегатов). Если оно будет положительным, то производство в Тролльхэттене, скорее всего, будет закрыто. Профсоюзы уже выступили с протестами, хотя сама компания пока не подтверждает своего намерения закрыть производство. Правда, шведский завод может получить заказ на сборку маленького Cadillac, рассчитанного на Европу. Однако предполагаемый объем продаж этих машин, сконструированных на базе SAAB 9-3, все равно не будет оправдывать работу завода.

Деловая газета "Бизнес"