13.01.2005

"Ак Барс" станет "Пятерочкой". Крупнейшая торговая сеть продала франшизу в Казань



Юлия Ярош
Анастасия Герасимова

Крупнейшая в России розничная сеть “Пятерочка” выходит на рынок Татарстана. Компания продала франшизу холдингу “Ак Барс”, владеющему сетью одноименных супермаркетов. Начиная с апреля магазины начнут переименовывать. Кроме того, “Пятерочка” первой из федеральных ритейлоров откроет магазины в Краснодаре, где до сих пор доминировала местная сеть “Магнит”.


Сеть “Пятерочка” принадлежит голландской компании Pyaterochka Holding, владельцы которой не раскрываются. Ее “дочкам” – питерскому ООО “Агроторг” и московскому ООО “Агроаспект” принадлежит 235 дискаунтеров. Остальные магазины (в Саратове, Воронеже, Ульяновске, Волгограде, Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, Перми, Омске и в городах Казахстана) открывают концессионеры “Пятерочки”. Совокупный оборот всех универсамов в 2004 г., по прогнозам компании, составит $1,4 млрд.

Договор франчайзинга с холдинговой компанией “Ак Барс”, около 20% акций которой принадлежит одноименному банку, “Пятерочка” заключила в декабре, говорит Игорь Дмитренко, менеджер “Агроторга”, управляющий магазинами “Пятерочки” в Поволжье. Сейчас холдингу “Ак Барс” принадлежит 65 магазинов в шести городах Татарстана, 18 из которых начиная с апреля 2005 г. будут переименовываться в “Пятерочки”. Менеджер ХК “Ак Барс” уточнил, что для развития “Пятерочки” в Татарстане было создано ООО “Ак Барс Торг”. В банке “Ак Барс” подтвердили, что будут финансировать проект, но подробнее говорить отказались. Площадь магазинов, переданных под марку “Пятерочка”, составляет от 350 до 1500 кв. м. Всего в 2005 г. “Ак Барс Торг” откроет в Татарстане 25 “Пятерочек”. По оценке участников рынка, первоначальный взнос для франчайзи “Пятерочки” в регионах составляет $800 000, роялти — 2% от оборота. “Пятерочка” приступила к переговорам с казанскими компаниями еще четыре года назад, рассказал “Ведомостям” чиновник министерства торговли Татарстана.

Также в этом году “Пятерочка” намерена освоить еще один новый для себя регион — Краснодарский край. По словам Игоря Дмитренко, в середине декабря был заключен договор концессии с краснодарской компанией “Фаворит”. По словам сотрудника “Пятерочки”, пожелавшего остаться неназванным, фирма “Фаворит” учреждена краснодарским Кубаньбанком. В банке эту информацию вчера подтвердить не удалось. Планируется, что партнер сети откроет не менее 20 “Пятерочек” в Краснодаре и еще 10 — в крупных городах края. Сейчас в Краснодарском крае из крупных ритейлоров работает только 240 магазинов сети “Магнит”.

Эксперты отмечают, что в этом году национальные ритейлоры активизируются именно в регионах. Если раньше они стремились просто опередить конкурентов при выходе в отдаленные от столиц города, то теперь начинают соревноваться за лидерство на местных рынках. “Сети в регионах, которые не успели вырасти до уровня "Магнита", будут стараться продать себя подороже, пока есть ажиотаж”, — предположил аналитик РБК Валентин Крохин.

Другие ритейлоры тоже не дремлют. Финансовый директор “Перекрестка” Виталий Подольский сообщил, что в марте они откроют первый гипермаркет в Казани.


НЕ ТОЛЬКО ФРАНШИЗА

По информации участников рынка, франчайзи “Пятерочки” в Волгограде — ООО “Тамерлан” (владеет 38 магазинами; учреждено НОКСС Банком) — ведет переговоры с волгоградской сетью “МАН” о приобретении ее 19 магазинов. Это сообщение подтвердил Дмитренко из “Пятерочки”, но категорически опроверг гендиректор “МАН” Андрей Воробьев. По версии Воробьева, “Пятерочка” использует сообщения о грядущих поглощениях для давления на местных поставщиков. Конкурентами “Пятерочки” и “МАН” в Волгограде являются “Магнит” (88 магазинов) и “Радеж” (45 магазинов). В 2004 г. в Волгограде открыл супермаркет “Перекресток”.



Ведомости