14.01.2005

Потребители выбирают мобильность



Роман Дорохов

Портативные компьютеры продолжают теснить в России своих настольных собратьев. По оценкам аналитиков и игроков рынка, в прошлом году продажи ноутбуков выросли в 2-2,5 раза до 500 000-600 000 штук. А в наступающем году они могут составить 1 млн, предсказывают аналитики Dataquest. Эксперты ожидают, что российский рынок ноутбуков будет расти быстрее рынка ПК в целом в ближайшие три года.


По предварительным данным IDC, за 2004 г. в России рынок ноутбуков вырос более чем в 2,5 раза до 600 000 штук. В 2003 г., согласно IDC, объем рынка ноутбуков составил 230 000 мобильных компьютеров, или 6% всего рынка ПК в России. В Западной Европе рост рынка ноутбуков за 2004 г. составил, по оценке IDC, 29,8% – это вдвое больше роста рынка настольных ПК (10,6%).

Эксперты IDC считают, что наступивший год станет “годом мобильности” в Европе. Они ожидают, что в 2005 г. рынок ноутбуков в Западной Европе вырастет на 19,9% по сравнению с 2004 г., а в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки этот рынок вырастет на 23,2%.

В прошлом году российский рынок рос еще быстрее — в 2-2,5 раза. Аналитики IDC оценивают его объем в 600 000 штук, а участники рынка — в 500 000. Но в 2005 г. темпы его роста должны замедлиться. По оценке Dataquest, в России будет продано около 1 млн ноутбуков.

Производители ноутбуков считают эту цифру завышенной. “Мы знакомы с данными Dataquest и использовали их прогноз на 2005 г. в своем планировании, — говорит коммерческий директор представительства Acer по работе с партнерами Григорий Низовский, — но насколько это реально, покажет I квартал”. Он считает, что в России едва ли будет продано больше 800 000 ноутбуков за 2005 г.

С ним соглашаются и другие участники рынка. В следующем году объем российского рынка ноутбуков составит едва ли больше 700 000 компьютеров, ожидает начальник отдела маркетинга Rover Computers Андрей Андреев. Такого роста, какой наблюдался в 2004 г., в этом году уже, скорее всего, не будет, уверен Владимир Шибанов, генеральный директор компании “Аквариус”. “Для этого необходимы серьезные экономические предпосылки, — рассуждает он, — как минимум, должна значительно увеличиться покупательная способность населения”.

Замедления темпов роста рынка ноутбуков ожидают и в IDC. По словам аналитика IDC по рынку ПК Андрея Верховода, основной двигатель рынка портативных компьютеров — потребительский сектор — в России пока еще довольно слаб. Верховод ожидает, что продажи ноутбуков будут расти медленнее, после того как наиболее обеспеченные потребители вскоре сменят на портативные компьютеры настольные ПК. Однако IDC прогнозирует, что рынок ноутбуков будет расти быстрее рынка ПК как минимум до 2008 г.

Но в Intel более оптимистично оценивают покупательную способность россиян. Согласно исследованию J'son and Partners, 45% пользователей точек беспроводного доступа в Интернет в России — молодые люди, напоминает менеджер по связям с общественностью российского офиса Intel Всеволод Семенцов. “В основном это студенты, — говорит он, — хотя, казалось бы, откуда у них деньги на ноутбук?”



Ведомости