17.01.2005
НТВ

Кнопочный разбор



Марина Носкович

Главное телесобытие 2004 года произошло летом: сменилось руководство на канале НТВ. Многими это было воспринято как усиление влияния Кремля. Летом же НТВ лишился трех общественно-политических программ – «Намедни», «Свобода слова» и «Личный вклад». Таким образом, на российском телевидении остался единственный канал – Ren-TV, – где подача информации хоть как-то отличается от федеральных.

Основным телевизионным событием прошедшего года можно назвать смену руководства на канале НТВ. 5 июля 2004 года гендиректором канала был назначен бывший зампред ВГТРК Владимир Кулистиков, а Николай Сенкевич переместился в кресло гендиректора «Газпром-медиа». Акционер НТВ – «Газпром» о причинах кадровых перестановок ни одного заявления так и не сделал.
Между тем назначение Владимира Кулистикова многие восприняли как усиление влияние государства на канал. Теперь руководству «Газпрома» можно не опасаться недовольства Кремля политикой НТВ.

А именно это было одной из основных причин, по которой в начале января 2003 года, несмотря на достигнутые успехи в развитии НТВ и «Газпром-медиа», акционеры без объяснения причин отправили в отставку Бориса Йордана.

С лета «развитие информационно-аналитического блока НТВ опирается на большой профессиональный опыт руководства Владимиром Кулистиковым крупнейшими российскими информационными компаниями» (то есть ВГТРК. – «Газета.Ru»). В новой сетке канала не нашлось места информационным проектам канала, за исключением программ «Сегодня» и «Страна и мир». С лета перестали существовать «Свобода слова» и «Личный вклад».

Ведущий программы «Свобода слова» Савик Шустер принял предложение гендиректора канала возглавить вновь создаваемую дирекцию документального кино, лицо «Личного вклада» Александр Герасимов покинул канал. Его место заместителя гендиректора по информационному вещанию заняла Татьяна Миткова, переставшая работать в эфире. Не вернулся на канал и Леонид Парфенов, уволенный еще при прежнем руководстве «по сокращению штатов».

В рамках реорганизации «дочки» ВГТРК лишились статуса ФГУПа. По закону «О федеральных государственных унитарных предприятиях», российские ФГУПы не могут иметь в качестве дочерних предприятий компании с таким же юридическим статусом, поэтому ВГТРК остается ФГУПом, а его «дочки» – нет. В будущем изменится статус всех 93 входящих в ВГТРК компаний. Все они станут филиалами головной компании.

Подлинной причиной увольнения и закрытия передачи сам Парфенов назвал свой конфликт с тогдашним руководителем службы информации заместителем генерального директора телекомпании НТВ Александром Герасимовым, потребовавшим убрать из программы интервью с Маликой Яндарбиевой, вдовой одного из лидеров чеченских боевиков. После того как Парфенов сообщил СМИ об этом требовании Герасимова, нынешний гендиректор «Газпром-медиа», а тогда – гендиректор НТВ Николай Сенкевич подписал приказ о его увольнении.

Программа «Намедни», автором и ведущим которой был Леонид Парфенов, перестала выходить, а замены ей так и не нашли. Коллектив «Намедни» стал делать передачу «Профессия – репортер», которая выходит на НТВ по воскресеньям и представляет собой расширенные сюжеты, сродни тем, которые были в «Намедни». Говорили и о том, что закроется программа «Страна и мир», еще одно детище Парфенова. Программа не закрылась и после новогодних каникул вернулась на привычное, старое время в 22.00 с названием «Сегодня в 22.00». К такому решению пришли генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков и руководитель службы информации Татьяна Миткова. По ее словам, развлекательный формат программы себя не оправдал, передача должна стать более информационной. Летом официально началась реорганизация государственного медиахолдинга ВГТРК.

29 июля Владимир Путин подписал указ о назначении Олега Добродеева генеральным директором ФГУП «Всероссийская государственная телерадиокомпания». В течение четырех лет Олег Добродеев занимал пост председателя ФГУП «ВГТРК». Некоторое время говорили о том, что вслед за реорганизацией ВГТРК может последовать его акционирование. Однако Олег Добродеев заявил, что «в нынешних исторических условиях делать это категорически нельзя и даже преступно», так как на холдинге лежит большая социальная ответственность, которую не будет нести ни один частный инвестор. Изменения в ВГТРК будут происходить поэтапно. Большая часть придется на этот год.
Единственный из сетевых каналов с большим объемом информационного и общественно-политического вещания – Ren-TV – остается последним, где информация, по крайней мере ее подача, отличается от федеральных.

Основателями телекомпании, которой в этом году исполнилось 13 лет, стали Ирена Лесневская (президент) и ее сын Дмитрий Лесневский (гендиректор). С 1997 года 70% акций принадлежали компании «ЛУКойл», в мае 2001 года их у «ЛУКойла» выкупила стопроцентная дочка РАО ЕЭС «Центр оптимизации расчетов». Тогда же была образована компания ООО «Медиа-холдинг Рен-ТВ», в которой еще 30% принадлежали совместному предприятию Ирэны и Дмитрия Лесневских ООО «Фэмили Фоундейшн».
В течение последнего года неоднократно появлялась информация о том, что основатели компании ведут переговоры о выкупе у РАО ЕЭС 70% акций.

Среди возможных покупателей этого пакета Ren-TV фигурируют банк «Еврофинанс», Альфа-банк и медиаимперия Bertelsmann AG, владеющая телекомпаний RTL. Официально факт ведения переговоров руководство компании не подтверждает.

Компания «СТС Медиа» (так с июня называется StoryFirst Communications (SFC) в начале сентября приобрела у структур, близких к «ЛУКойлу», московский городской телеканал М1 и три региональные телестанции (Т-8 в Перми, «Вариант» в Казани и «Невский канал» в Санкт-Петербурге), которые должны стать основой новой телесети. Так «СТС Медиа» стала первым независимым медиахолдингом, имеющим в своей структуре два эфирных телеканала.

На основе М1 к весне планируется создать «романтический канал для женщин от 15 до 54». На национальном уровне «СТС Медиа» рассчитывает через три года довести совокупную долю аудитории двух своих сетей до 16–17%. Доля СТС должна составить 10–11%, остальное должно прийтись на долю нового канала. Это позволит претендовать на 20% рынка телерекламы (по прогнозам, в 2005 году его объем превысит $1,5 млрд).

Газета.RU