19.01.2005

Туристов прокатят на китайских автобусах



ООО ООО “ERABUS” в июне начнет поставлять в Петербург китайские автобусы Ankai. Сейчас проходит процедура сертификации автобусов в России. Ожидается, что китайские автобусы заменят ввозимые из Европы старые Volvo, Scania и Mersedes.

Роман Варакин, генеральный директор фирмы«ERABUS», сообщил корреспонденту «ДП», что сейчас новые автобусы проходят процедуру получения одобрения типа транспортного средства (получением ОТТС занимается сам завод, «ERABUS» в данном случае оказывает максимальное организационное содействие)

Ankai - не первый и не самый крупный китайский производитель, пришедший на петербургский рынок. Первым был Yutong, китайский завод-гигант, продажу автобусов этой марки начало ООО «Сторк» в июне 2004.

В октябре 2004 года ООО «ЮК - Авто» (Москва) занялось продажей автобусов марки Golden Dragon. Первая партия прибудет в Россию в марте 2005 года, а в настоящее время фирма занимается получением одобрения типа. Пока - на автобусы туристического класса, но в дальнейшем, по словам Алексея Комарова, менеджера проекта ООО «ЮК-авто», планируется получить одобрение типа на весь модельный ряд. 10 машин из первой партии отправятся в Петербург.

По морю

Способы доставки автобусов в Петербург у всех трех фирм принципиально разные - «Сторк» автобусы гонит своим ходом через всю страну (+ 14 тыс. км пробега), «ЮК-авто» доставляет их паромом до Владивостока, а потом по железной дороге. «ERABUS» счел оба этих варианта неподходящими, автобусы будут морем доставляться в Финляндию, а потому уже своим ходом в Петербург (логостическая схема разработана совместно с Ankai). Изготовление автобуса на заводе и его доставка займут 3-4 месяца.

Формы заказов тоже различаются. «ERABUS» до прихода первой машины в город никаких договоренностей не приемлет. «Не хочу продавать «кота в мешке»», - говорит Роман Варакин. Назвать цифры предположительного спроса Роман также отказывается, хотя предположения на этот счет у него есть. «ЮК-Авто» работает на заказ. 30% стоимости вносится при заказе, еще 50 - при изготовлении автобуса на заводе, а оставшаяся сумма - уже при доставке.

По данным участников рынка в Петербурге ежегодно продается порядка 80- 100 автобусов туристического класса, стоимостью 150 - 500 тыс. евро. На 2005 году участники рынка прогнозируют, что спрос на автобусы будет расти в классе междугородних перевозок.

Всего в Петербурге более десяти продавцов автобусов туристического класса.

Автосервис

Постепенно налаживается техническое обслуживание. Если первые автобусы Yutong ремонтировались по гарантии за счет «Сторка», а запчасти привозились из Китая, то сейчас планируется открытие сервис-центра.

Для Ankai, по словам Романа Варакина, площадка для технического обслуживания уже есть, но название компании-партнера будет объявлено только тогда, когда первые автобусы придут в город. Соответствующая договоренность уже есть.

Новое  Volvo китайцев не боится

Крупные игроки автобусного рынка конкуренции в китайских автобусах не видят. Александр Федоринов, представитель по маркетингу компании Volvo Bus Corporation, поясняет, что Ankai автобусам Volvo не конкуренты. Разная цена, соответственно, разное и качество. Китайские автобусы - конкуренты отечественным. Хотя, учитывая наполненность рынка, они даже соперничать пока не будут. Новые европейские автобусы - по сути, компьютеры на колесах. «Китайцы» в техническом плане проще, а значит и дешевле.

Новое Китайское, значит дешевое

Именно цена на китайские автобусы может привлечь покупателей. Виктор Бухгальтер, заместитель генерального директора ОАО «Интуравтосервис», пояснил, что срок окупаемости нового Volvo - около 8 лет, в то время как, например, у Yutong - 3-5 лет. «По уровню комфорта они почти не отличаются от ведущих европейских производителей. Новые Volvo и Mercedes имеет смысл покупать только для имиджа. К тому же для меня было новостью, что часть запчастей на Volvo нужно менять каждые 100 тыс. км пробега. Финские водители вообще их с собой возят - на всякий случай, - говорит Виктор Бухгальтер. - А китайские автобусы - это оптимальное сочетание цены и качества. Выгоднее будет покупать только российские машины, которые вроде бы планируют выпускать. Думаю, их цена будет около $120 тыс., да и при покупке российского транспорта нет расходов на растаможку (это + 20% к цене)».

«В Петербурге новые марки появляются в первую очередь из-за потребностей местного рынка - тут более развиты пассажирские и международные перевозки», - комментирует активность «китайцев» на Северо-Западе Александр Федоринов.

Деловой Петербург