19.01.2005

Спор за "Дружбу" дошел и до Нижегородской области



Екатерина Чичурина

Московский завод плавленых сыров “Карат”, владеющий торговым знаком “Дружба”, обнаружил “нарушителя” своих прав и в Нижегородской области. Вчера антимонопольное ведомство возбудило дело в отношении нижегородской компании “Краснобаковские молочные продукты” (КМП).


Завод “Карат” зарегистрировал право на сырные брэнды “Дружба” и “Янтарь” в 2000 г. По данным TNS Gallup Media, марки плавленых сыров “Дружба” и “Янтарь” знают соответственно 71,5% и 67% российских потребителей, конкурирующую финскую марку Viola – 58%. По оценкам “Карата”, емкость российского рынка плавленых сыров составляет 500 000 т в год. Из них 200 000 приходится на импорт.

“Карат” около двух лет ведет споры с другими производителями сырков “Дружба” и “Янтарь” и выигрывает их, говорит директор юридического департамента завода Игорь Евграфьев. Два последних дела были выиграны в прошлом году у производителей Смоленска и Мордовии. Сейчас “Карат” подал заявления в ФАС еще на несколько российских производителей сыров.

Дело в отношении КМП будет рассматриваться 16 февраля, сообщила “Ведомостям” консультант управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Нижегородской области Ольга Швецова. В заявлении “Карата” указано, что товарный знак “Дружба” завод зарегистрировал в Роспатенте по 29-му классу “плавленые сыры” еще в августе 2000 г.

КМП специализируется на выпуске сыров, а плавленые сырки “Дружба” начала выпускать около года назад, говорит директор предприятия Андрей Крошечкин. По его словам, этикетка на сыре КМП отличается от московской: на этикетке “Карата” изображен земной шар, а на краснобаковской — белки. В декабре 2004 г. КМП обратилась в бюро по патентным спорам для проведения экспертизы.

“Карат” еще в начале 2004 г. разослал письма всем производителям сыров, приложив решения судов о выигранных процессах и разъяснение “Роспатента”, что “любое воспроизведение слов "Янтарь" и "Дружба" по отношению к сырам запрещено”, говорит Евграфьев. Но в ответном письме, по его словам, компания КМП заявила, что не считает решения судов, поддержавших “Карат”, правильными. В письме КМП утверждается, что название сыров “Янтарь” и “Дружба” стало “видовым” и вошло в общественное употребление, следовательно, “Карат” не имеет на него исключительных прав. Но “Карат” не согласен с этой аргументацией, сказал Евграфьев: видом считается “плавленый сыр”, а не его название. К тому же сыры “Янтарь” и “Дружба” были изобретены на “Карате”, отмечает юрист.

Не собираются уступать “Карату” и другие производители сыров.

Еще в 2003 г. сразу несколько предприятий, в том числе воронежский завод плавленых сыров “Янтарь” и подмосковный “Ростагрокомплекс”, начали судиться за эти советские брэнды. С помощью юридической фирмы Ip-Pro они попробовали добиться отмены регистрации товарных знаков за “Каратом”, однако проиграли суды. Теперь “Ростагрокомплекс” рассчитывает добиться успеха, наняв другую юридическую фирму — “ЮС”. На сторону “Ростагрокомплекса” встала и компания “Вимм-Билль-Данн”, которая теперь консультирует противников “Карата”.



сырки “Дружба”


Ведомости