20.01.2005
Крепостное право абонента

АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
ПАВЕЛ МОРОЗ

На датском сотовом рынке случилось то, что трудно представить в российских мобильных джунглях. Два крупных оператора TDC Mobile и Sonofon договорились о том, что в аварийных ситуациях они будут обслуживать абонентов друг друга. Как и ожидалось, российские игроки сотового рынка отнеслись к этому договору скептически. По их мнению, в нашей стране это маловероятно и ссылаются при этом на проблемы в законодательстве.
По условиям договора, датские операторы будут временно предоставлять услуги связи абонентам компании-конкурента. То есть если в сети TDC Mobile что-то сломается, то звонки для абонентов этой компании возьмет на себя сеть Sonofon. И наоборот. По уверениям руководства обоих операторов, абоненты пострадавшей сети не заметят никакой разницы в обслуживании, кроме логотипа на дисплее мобильника. Да и никакой дополнительной оплаты при вынужденной смене сети с абонентов не возьмут. Пользоваться этим аварийным роумингом смогут 1,4 млн. абонентов Sonofon и 2,4 млн. абонентов Mobile TDC.
"С точки зрения абонента аварийный роуминг интересен, но законодательный механизм пока не позволяет реализовать подобную схему в России",- пояснил советник гендиректора "Мегафон-Москва" Роман Проколов. Дело в том, что по нынешнему закону "О связи" роуминг между операторами, работающими на одной лицензионной территории, в отличие от Дании, невозможен. Правда, аналитики считают, что проблема не только в законодательных огрехах. Как сказал Антон Погребинский из ACM-Consulting, "российские операторы настолько ревностно относятся к своим абонентам, что вряд ли захотят отдать их конкуренту, даже ненадолго". Поэтому нашим абонентам остается только пользоваться так называемой "командой 112" для вызова экстренных служб. Или же носить с собой несколько "симок" - на случай сбоев в сети "родного" оператора. Эксперты считают, что договориться жители мобильных джунглей пока не могут и не хотят. Операторы, конечно, об этом не говорят. Так руководитель службы по связям с общественностью "Вымпелкома" Михаил Умаров тоже ссылается на закон: "Тут мало доброй воли операторов, нужны изменения в законе "О связи". Да и технически, по его мнению, эту схему реализовать очень сложно: если несколько миллионов абонентов в Москве в случае сбоя в сети одного из операторов, перейдут на обслуживание к другому, такого ни одна сеть не выдержит.
Опрошенные "Бизнесом" абоненты практически в один голос заявили, что с удовольствием бы воспользовались такой услугой в России. "Я бы хотел иметь аварийный роуминг, но в Москве такое нереально. Каждый оператор считает свою связь идеальной и вводить такую возможность - значит признать более низкое качество обслуживания в своей сети",- говорят пользователи. Более того, некоторые абоненты не против возможности зарегистрироваться в любой сети, даже по роуминговым тарифам. Но большинство клиентов сходятся во мнении, что при трех операторах с сетями разного качества возможности "попробовать связь от конкурента" в ближайшие годы не будет.

Деловая газета "Бизнес"