20.01.2005

Подкоп под Пушкинскую. Торговый центр "Тверской" построит турецкий холдинг MNG

Юлия Ярош
Татьяна Романова
Николай Борисов

Строительство торгового комплекса под Пушкинской площадью и транспортной развязки под Тверской улицей может начаться уже в этом году. Для реализации этого проекта правительство Москвы и турецкий холдинг MNG учредили компанию “Торгово-досуговый центр “Тверской”, в которой городу принадлежит около 25%. MNG вложит в проект не менее $80 млн.


MNG Holding Company – турецкий многопрофильный холдинг, работающий в отрасли туризма, финансов, банковского обслуживания, авиации, энергетики, строительства и обороны. В 2003 г. в холдинг входило 40 компаний. По данным сайта MNG, общая стоимость реализованных проектов холдинга к 2003 г. составила $2,44 млрд. В России холдинг представлен турфирмой “Бентур” м строительной компанией “Гюнал Иншаат тиджарет ва Санаии А. Ш.” У себя на родине холдинг особо известен сетью отелей World of Wonders (WOW), в которую входит и WOW Kremlin Palace, представляющий миниатюрную копию Кремля

Московское правительство уже давно вынашивает замыслы по использованию подземной части Пушкинской площади. Однако вопросов об инвесторах и других подробностях проекта чиновники до сих пор избегали. В сентябре главный архитектор Москвы Александр Кузьмин вновь заявил, что под Пушкинской и Белорусской площадями могут появиться подземные торгово-развлекательные центры, но инвесторов и сроки исполнения не назвал.

Как стало известно “Ведомостям”, мэр Москвы Юрий Лужков распоряжением № 2410-рп от 1 декабря 2004 г. разрешил строительство подземного центра на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров компании “Торгово-досуговый центр “Тверской”. По словам руководителя консалтинговой фирмы, принимавшей участие в разработке проекта, “около 25% этой компании принадлежит городу, а остальная часть — турецкому холдингу MNG”. Эту информацию подтверждают и в НИИ Генплана Москвы.

В самой MNG подтвердили свое участие в проекте, но не стали раскрывать его подробности. “Я знаю об этом проекте, но к сегодняшнему дню не имею конкретных данных о начале строительства”, — сообщил менеджер компании “Бентур” Джафар Абасов.

В пресс-службе префектуры ЦАО Москвы уточнили, что инвесторы комплекса получили исходно-разрешительную документацию в IV квартале прошлого года. Заместитель главы управы Тверского района Борис Лопотухин не смог назвать точных сроков начала строительства, но сообщил, что в ближайшее время MNG должна предоставить им “предпроектные предложения и графические материалы”. В управе собираются “оповестить жителей близлежащих домов и учесть их пожелания, предложения и жалобы”. Заведующий научно-проектным отделением транспорта и дорог НИИ Генплана Москвы Михаил Крейстмейн считает, что “на проектирование может уйти почти целый год”, поэтому строительство может начаться только в конце этого года или начале следующего. А глава консалтинговой компании, знакомый с деталями, проекта, уверен, что строительство начнется уже весной и займет около полутора лет.

В распоряжении правительства говорится, что общая площадь подземной стройки составит 96 500 кв. м, а подземная автостоянка будет рассчитана на 850-1000 машино-мест. Михаил Крейстмейн из НИИ Генплана говорит, что, “главным образом, будет использовано пространство под сквером со стороны McDonald's”. “Инвесторы должны будут построить трехполосный тоннель под Тверской, который будет похож на тоннель под Новым Арбатом. Торговые комплексы — это сопутствующая инфраструктура”, — говорит он. По данным других участников проекта, торговая площадь комплекса составит около 40 000 кв. м. “Центр будет находиться строго под Тверской улицей и сквером, который выходит в сторону McDonald's. Сквер увеличится за счет того, что бульвар будет продолжен под землей”, — говорит руководитель консалтинговой компании-партнера. Инвестиции, отметил он, могут составить около $80 млн.

Юлия Никуличева, заместитель генерального директора консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, считает, что $80 млн недостаточно: “Могут возникнуть проблемы с коммуникациями, ведь рядом проходит линия метро”. Она оценивает будущие вложения более чем в $100 млн. “Сам проект, безусловно, перспективный, место уникальное — рядом сразу три станции метро. Таких мест в Москве единицы, — говорит она. — Если центр сделает своей аудиторией средний класс, собственно тех, кто ездит в метро, их ждет большой успех”. Опрошенные “Ведомостями” представители торговых компаний Benetton, Nike, “Эстель Адони” выразили желание стать арендаторами будущего торгцентра. Единственное, что их беспокоит, это величина арендных ставок.

Тверская улица считается одной из самых дорогих улиц не только Москвы, но и мира. По данным “Магазина магазинов”, величина арендных ставок там колеблется от $3500 до $5000 за 1 кв. м.



Ведомости