20.01.2005

Колбаса вместо мяса. Российские переработчики ожидают роста импорта готовой продукции



Ринат Сагдиев

Квоты на ввоз мяса и высокие цены на отечественное сырье могут привести к росту поставок в Россию импортной колбасы. По оценке Мясного союза, через три-четыре года импортные мясные продукты могут занять до 20% рынка, тогда как сейчас их доля не превышает 1-3%. В прошлом году, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт мясных изделий и консервов вырос на 50%.


С 2003 г. ввоз мяса в Россию ограничен квотами, распределяемыми среди стран поставщиков и импортеров. В 2005 г. в Россию можно ввезти 467 400 т свинины, мороженой говядины – 430 000 т и 1,05 млн т мяса птицы. По данным ФТС за 11 месяцев 2004 г., импорт мяса снизился по сравнению с тем же периодом 2003 г. на 9%. Зато импорт мясных изделий и консервов вырос на 50,3% – с 19 700 т до 29 600 т. Весь рынок готовых мясных продуктов Мясной союз оценивает в 2,2 млн т на сумму в $7 млрд (в оптовых ценах).

“Импорт мясных продуктов в отличие от сырого мяса ничем сейчас не ограничен, поэтому Мясной союз ожидает значительного роста импорта конечного продукта из Бразилии и других стран”, — говорит президент ассоциации Мушег Мамиконян. По его словам, в 1996 г. на долю импорта приходилось 25-30% рынка мясных продуктов, к 2004 г. эта доля сократилась до 1-5%, но рыночная ситуация в России позволяет прогнозировать возврат импортных колбас и ветчины на российские прилавки. “Этому благоприятствуют ограниченный ввоз сырья, низкие таможенные пошлины на готовые продукты и сильно выросшие цены на мясо внутри России”, — поясняет Мамиконян. По его расчетам, через три-четыре года западные производители смогут вернуть 20% российского рынка.

Российские мясопереработчики разделяют опасения Мамиконяна, но уверяют, что рост импорта готовой продукции возможен лишь теоретически. “Если посмотреть статистику, то больших объемов импорта в ней нет, хотя на прилавках импортной продукции стало заметно больше”, — говорит пресс-секретарь АПК “Черкизовский” Дмитрий Зубков. В “Черкизовском” считают, что теоретически иностранцы могут захватить только низший и премиальный ценовые сегменты. Зубков надеется на то, что западные компании не знают вкусовых предпочтений российских потребителей так хорошо, как отечественные мясокомбинаты. “В основном российский массовый потребитель предпочитает покупать сосиски и вареную колбасу, лидером продаж которой является "Докторская". Никто из западных компаний не станет делать "Докторскую" специально для России, до этого не дошли раньше даже поляки, которые активно поставляли мясную продукцию”, — говорит представитель одного из крупных московских мясокомбинатов. Хотя он признает, что конкуренция с западными производителями все-таки возросла. Например, салями марки Danish Gold датской компании DAT-SCHAUB сейчас продается в России по цене нашей вареной колбасы, а с дешевым венгерским упакованным беконом не может конкурировать по цене ни один российский аналог.

“Не стоит драматизировать ситуацию, пошлина на мясные продукты в 0,5 евро/кг не такая уж маленькая, и в основном сейчас импортируют деликатесы — это узкий и специфичный сегмент. Средний и низкий ценовые сегменты контролируют российские компании”, — говорит гендиректор компании — импортера мяса “Мираторг” Александр Никитин. Сейчас на сырье высокие цены во всем мире и мясо дорогое как для бразильской Sadia, куриные полуфабрикаты которой поставляет в Россию “Мираторг”, так и для российского “Черкизовского”.

“С точки зрения себестоимости импорт готовой мясной продукции будет играть большую роль, но только в отдельных сегментах”, — говорит гендиректор “КампоМоса” Федор Огарков. Campofrio, владелец “КампоМоса”, также поставляет в Россию отдельные виды продукции, но это деликатесы в ограниченных объемах. “Рынок очень ограниченный, и большого роста потребления не ожидаю. Другое дело — продукты быстрого приготовления, где действительно могут сильно укрепиться позиции импортеров”, — говорит Федор Огарков.



Ведомости