24.01.2005
Гжелка

"Гжелка" осталась без охраны



Антон Сарайкин
Андрей Мусатов

Спор за водочный знак “Гжелка”, который ведут ТПГ “Кристалл” Сергея Зивенко и питерский ЛВЗ “Ливиз” сенатора Александра Сабадаша, перешел в новую фазу. На прошлой неделе Роспатент принял решение лишить этот знак правовой охраны. Если это решение утвердит глава Роспатента, продукцию под маркой “Гжелка” сможет выпускать любой желающий.


Товарный знак “Гжелка” был зарегистрирован столичным ЛВЗ “Кристалл” в 1993 г., в конце 2002 г. завод продал марку структурам одноименной торгово-промышленной группы (ТПГ), которая сейчас выпускает “Гжелку” на калужском заводе “Кристалл”. По данным исследовательского агентства “Бизнес Аналитика”, в первом полугодии 2004 г. на долю “Гжелки” приходилось около 4,3% российского рынка водки.

В пятницу комиссия по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) рассмотрела возражение ООО “Гжелка” на использование торгово-промышленной группой “Кристалл” товарного знака “Гжелка” и приняла решение лишить этот знак правовой охраны.

Решение Роспатента должно вступить в силу после того, как его подпишет глава ведомства Борис Симонов, на что может уйти до двух месяцев, уточнил адвокат ТПГ “Кристалл” Яков Мастинский. “Фактически это будет означать, что правообладателем словесного обозначения "Гжелка" никто быть не сможет”, — говорит Мастинский. После этого ТПГ направит заявление на повторное рассмотрение комиссией Роспатента. “Это полный беспредел, мы оспорим это решение”, — негодует президент ТПГ Сергей Зивенко.

Гендиректор ООО “Гжелка” и член совета директоров “Ливиза” Юрий Локтионов сообщил, что их возражение было основано на том, что слово “Гжелка” совпадает с географическим названием речки Гжелка, а потому не может быть охраноспособным. “Сейчас “Ливиз” планирует начать розлив водки “Гжелка”, — уточнил Локтионов.

Патентный поверенный компании “Городисский и партнеры” Виктор Станковский подтвердил, что географическое название не может быть зарегистрировано в Роспатенте, если является широко известным. “Однако в случае с "Гжелкой" решение Роспатента основано на достаточно формальном основании, поскольку название реки Гжелки не является широко известным”, — отмечает он.

Президент национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что решение Роспатента — только промежуточный этап в споре за “Гжелку”. “Теперь, наверное, будут оспаривать права на графическое изображение товарного знака, правом на которое сейчас располагает “Кристалл”, — говорит он.

Такое решение приведет к размыванию марки, поскольку любой производитель сможет писать “Гжелка” на своем товаре, что невыгодно ни одной из сторон“, — предупреждает Станковский. Гендиректора компании “Ладога” Вениамина Грабара идея заняться производством “Гжелки” не вдохновляет. “Разбирательством длится уже около трех лет, у нас нет никакого желания в него ввязываться”, — говорит Грабар.

Однако представитель одной алкогольной компании не исключает, что небольшие региональные производители вполне могут заинтересоваться производством “Гжелки”.

“В начале 1990-х "Столичную" или "Русскую" выпускало около 100 заводов. А "Советское шампанское", до того как права на него в прошлом году достались "Союзплодоимпорту", делали более 30 заводов”, — напоминает он.



Ведомости