26.01.2005

"Оскар" вызывает "Авиатора". Фильм Мартина Скорсезе набрал 11 номинаций



В Лос-Анджелесе объявлены претенденты на премию "Оскар". Как и ожидалось, максимальное количество номинаций набрал главный фаворит – "Авиатор" (The Aviator) Мартина Скорсезе. По семи категориям выдвинуты: боксерская драма Клинта Иствуда "Девочка на миллион долларов" (Million Dollar Baby) и байопик об авторе "Питера Пэна" "Волшебная страна" (Finding Neverland) Марка Форстера. Чуть отстает с пятью номинациями любимая критиками малобюджетная драма "На обочине" (Sideways), до сих пор считавшаяся основным соперником "Авиатора", на которого в данном раскладе поставила бы и ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.

Помогать в объявлении номинаций президенту Американской киноакадемии Фрэнку Пирсону помогал Эдриен Броуди, в позапрошлом году благодаря "Пианисту" ставший самым молодым – 29-летним – лауреатом в номинации "Лучший актер". Всего на шесть лет старше рекордсмен этого года чернокожий актер Джейми Фокс, выдвинутый за роль Рэя Чарльза в "Рэе" (Ray) и за второстепенный, но от этого не менее драматический образ таксиста, подвергшегося нападению в "Соучастнике" (Collateral). Последний раз получить две номинации в один год удалось Аль Пачино в 1993-м. Думается, в успехе Джейми Фокса не последнюю роль сыграл неукоснительно соблюдающийся неписаный закон политкорректности, по которому среди лауреатов желательно присутствие афроамериканца. Однако нынешний год и так рекордный для чернокожих, получивших 4 из 20 возможных актерских номинаций, включая Дон Чидла из социальной драмы "Отель 'Руанда'" (Hotel Rwanda) и Моргана Фримана ("Девочка на миллион долларов"). Возможно, академики сочтут, что такое количество номинаций само по себе достаточное проявление уважения к темнокожим братьям, а собственно приз можно отдать сыгравшему Ховарда Хьюза Леонардо Ди Каприо, запустившему свой пробный оскаровский шар в 1994 году, когда 19-летний актер выдвигался за фильм "Что гложет Гилберта Грейпа" (What`s Eating Gilbert Grape).

Мартин же Скорсезе с 1981 года аж четыре раза был на грани режиссерского "Оскара" и оказался таким образом в теплой компании режиссеров, у которых было не меньше номинаций, но ни одного "Оскара": Альфреда Хичкока, Стэнли Кубрика, Федерико Феллини и Сиднея Люмета. Последний (как и Феллини в свое время) на нынешней церемонии станет обладателем почетного "Оскара". Хочется верить, что Мартину Скорсезе повезет больше и он все же станет лауреатом за какое-нибудь конкретное произведение, а не за честь и достоинство вообще. В режиссерской категории также высоки шансы Клинта Иствуда, одновременно претендующего на звание лучшего актера и режиссера – первый раз после итальянца Роберто Бениньи за фильм "Жизнь прекрасна" (Life Is Beautiful) в 1999-м. А до этого подобное вообще удавалось лишь сэру Лоренсу Оливье – хотя стать одновременно и лучшим актером, и лучшим режиссером не смог даже он.

В ближайшие дни на исход голосования киноакадемиков осталось повлиять актерской и режиссерской гильдиям, которые тоже назовут своих призеров. Однако уже сказала свое веское слово гильдия продюсеров, за последние 15 лет угадавшая лучший фильм года в 11 случаях и на этот раз проголосовавшая за "Авиатора". Судя по всему, он уверенно движется к "Оскару", размахивая иконой Ховарда Хьюза и золотыми хоругвями былого голливудского великолепия 1920-1930-х. Кстати, о религии. "Страсти Христовы" (The Passion of the Christ), проигнорированные всеми профессиональными сообществами и иностранной прессой, присуждавшей "Золотые глобусы", вдруг выплыли на "Оскаре" с тремя номинациями – за операторскую работу, грим и музыку. Вероятно, киноакадемики побоялись выдвинуть картину Мела Гибсона на главный "Оскар", а потом не наградить: как бы не разверзлись после этого хляби небесные над голливудским кинотеатром "Кодак", где 27 февраля пройдет 77-я оскаровская церемония. Как бы то ни было, уже поплатился за гордыню режиссер Майкл Мур, отказавшийся от участия в документальной номинации в расчете на главную – таким образом, его скандально известный фильм "Фаренгейт 9/11" (Fahrenheit 9/11) остался ни с чем, если не считать шуточных диссидентских номинаций на "Золотую малину".




Номинанты на премию "Оскар"

Лучшая картина: "Авиатор", "На обочине", "Девочка на миллион долларов", "Волшебная страна", "Рэй".

Лучший режиссер: Мартин Скорсезе ("Авиатор"), Клинт Иствуд ("Девочка на миллион долларов"), Тейлор Хакфорд ("Рэй"), Александр Пейн ("На обочине"); Майк Ли ("Вера Дрейк").

Лучшая актриса: Аннет Бенинг ("Театр"), Каталина Сандино Морено ("Мария, исполненная милости"), Имельда Стонтон ("Вера Дрейк"), Хилари Суонк ("Девочка на миллион долларов"), Кейт Уинслет ("Вечное сияние страсти").

Лучший актер: Дон Шедл ("Отель 'Руанда'"), Джонни Депп ("Волшебная страна"), Леонардо Ди Каприо ("Авиатор"), Клинт Иствуд ("Девочка на миллион долларов"), Джейми Фокс ("Рэй").

Женская роль второго плана: Кейт Бланшетт ("Авиатор"), Лаура Линни ("Кинси"), Вирджиния Мэдсен ("На обочине"), Софи Оконедо ("Отель 'Руанда'"), Натали Портман ("Близость").

Мужская роль второго плана: Алан Элда ("Авиатор"), Томас Хейден Черч ("На обочине"), Джейми Фокс ("Соучастник"), Морган Фриман ("Девочка на миллион долларов").

Адаптированный сценарий: Ричард Линклейтер, Джулия Дельпи и Итон Хоук ("Перед закатом"), Дэвид Мэги ("Волшебная страна"), Пол Хаггис ("Девочка на миллион долларов"), Хосе Ривера ("Дневники мотоциклиста"), Александр Пейн и Джим Тейлор ("На обочине").

Оригинальный сценарий: Джон Логан ("Авиатор"), Чарли Кауфман, Мишель Гондри и Пьер Бисмут ("Вечное сияние страсти"), Брэд Берд ("Суперсемейка"), Майк Ли ("Вера Дрейк").

Иностранный фильм: "Как в раю" (Швеция), "Хор" (Франция), "Падение" (Германия), "Море внутри" (Испания), "Вчера" (Южная Африка).

Анимационный фильм: "Суперсемейка", "Подводная братва", "Шрек-2".



КоммерсантЪ