26.01.2005

Последняя удача пивоваров. Рынок пива обогнал прогнозы



Антон Сарайкин
Юлия Лях

Вопреки всем прогнозам российский пивной рынок вырос в прошлом году, по разным оценкам, на 9-12%. Но заработать на росте потребления пива удалось не всем: сливки с рынка сняли две крупнейшие в отрасли компании — “Балтика” и SUN Interbrew. Аналитики и участники рынка считают, что повторить прошлогодний рост отрасли уже не удастся из-за начала действия антипивного законодательства.

Согласно опубликованным на этой неделе предварительным данным Росстата, в прошлом году российские производители выпустили 842 млн декалитров (дал) пива — на 11,5% выше, чем в 2003 г. Схожие данные приводят в совместном отчете Союз российских пивоваров и маркетинговое агентство “Бизнес Аналитика”. По их данным, в России в прошлом году произведено 851,96 млн дал пива, на 12,5% больше, чем годом ранее. Несколько меньшую цифру приводит Объединенная финансовая группа (ОФГ) — 9,2%.

Эти показатели превзошли ожидания пивоваров и отраслевых экспертов: в начале прошлого года они полагали, что рынок в натуральном выражении вырастет лишь на 5-7%.

Хотя пивной рынок с конца 90-х гг. увеличивается в объеме, темпы его роста непрерывно падали, с 33% в 1999 г. до 7,8% в 2003 г., напоминает исполнительный директор Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов. По этому показателю минувший год оказался для отрасли рекордным, отмечает глава отраслевого союза.

По оценке Мамонтова, в денежном выражении российский пивной рынок в 2004 г. преодолел планку в $7 млрд, годом ранее его объем составлял $6-6,5 млрд. “Все ожидали, что рынок насытится, но оказалось, что его потенциал далеко не исчерпан”, — отмечает аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов.

Но за рост объема рынка ответственна не вся отрасль, а лишь два крупнейших производителя — “Балтика” и SUN Interbrew. “Лидеры сделали ряд эффективных маркетинговых шагов и провели реформы дистрибьюции”, — объясняет Ибрагимов. По его оценке, “Балтика” в 2004 г. увеличила продажи на 23%, SUN Interbrew — на 22,3%. Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко напоминает, что 2003 год был неудачным для пивоваренной отрасли из-за холодной весны и провала продаж “Балтики”, связанного с реорганизацией дистрибьюторской сети.

Локомотивами роста отрасли в минувшем году стали два крупнейших пивовара, соглашается директор “Балтики” по маркетингу Андрей Рукавишников. “Это более чем на 40% заслуга нашей компании”, — утверждает он. Коммерческий директор российского подразделения SAB Miller Игорь Тихонов связывает “феномен прошлого года” также с общим ростом благосостояния россиян. Пиво стало демократичным напитком “вроде колы”, говорит он.

“Меняется образ жизни, и потребители все чаще выбирают пиво как альтернативу крепким спиртным напиткам”, — говорит начальник отдела маркетинга компании “Томское пиво” Максим Крохтин. Рынок дешевого алкоголя уже три года стагнирует, а производители имели возможность завоевывать новых потребителей с помощью агрессивной рекламы, соглашается Александр Хитрин, руководитель отдела алкогольной продукции омской компании “Группа “Оша”.

Осенью законодатели сильно ограничили рекламу пива и это обязательно скажется на показателях рынка в нынешнем году, отмечают пивовары.

Законодательные ограничения на рекламу пива, введенные осенью прошлого года, не сильно повлияли на среднегодовой показатель производства, но обязательно скажутся в этом году, уверены участники рынка. Рукавишников из “Балтики” напоминает, что с 1 января вступили в силу запреты на использование в рекламе пива образов людей и животных. Союз пивоваров прогнозирует в 2005 г. рост пивного рынка на 5-7%, такую же цифру называет Тихонов из SAB Miller, а Рукавишников из “Балтики” — 4%. Аналитики также склоняются к тому, что прошлогодний рекорд роста рынка повторен уже не будет. Кривошапко из ОФГ рассчитывает в этом году на 4%, а Ибрагимов из “УралСиба” — на 5%.

Вице-президент SUN Interbrew Ирина Кибина назвала данные Госкомстата за прошлый год “средней температурой по больнице”. По ее данным, в ноябре — декабре продажи пива уже практически не увеличивались по отношению к тем же месяцам 2003 г. из-за действия антипивных законов, а у локальных производителей производство заметно упало, отмечает Кибина. “Около полугода люди продолжат по инерции покупать столько же пива, но потом законы дадут о себе знать”, — уверен Тихонов из SAB Miller.



Ведомости