27.01.2005
Банк "Русский стандарт"

Легкий испуг. "Русский стандарт" и ФАС договорились



Евгения Ватаманюк
Павел Миледин

Претензии ФАС к лидеру рынка потребительского кредитования — “Русскому стандарту” обернулись для банка лишь легким испугом. Вчера “Русский стандарт” добровольно согласился быть точнее и не вводить граждан в заблуждение. А ФАС может закрыть дело против банка.


Банк “Русский стандарт” основан в 1999 г. По данным банка, по итогам 2004 г. его активы составили 46,3 млрд руб., капитал – 7 млрд руб., чистая прибыль – 4,26 млрд руб. Объем выданных потребкредитов вырос в четыре раза по сравнению с 2003 г. и составил более $1,4 млрд. По оценке “Хоум Кредит энд Финанс Банка”, на 1 июля 2004 г. объем рынка экспресс-кредитов для покупки товаров в магазинах составлял 38 млрд руб., 34% на нем занимал “Русский стандарт”, 20% – сам ХКФБ, 5% – “Первое ОВК” и 41% – остальные участники рынка.

В конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против банка “Русский стандарт”, который подозревался в нарушении закона о конкуренции на рынке финансовых услуг. Претензии ФАС стали результатом исследования рынка потребительского кредитования, проведенного антимонопольной службой. Изучив условия кредитования примерно в 100 банках, она обнаружила, что реальные ставки значительно выше объявленных.

Кроме того, по словам замруководителя ФАС Андрея Кашеварова, в ФАС жаловались клиенты “Русского стандарта” из Казани и Москвы. Первая жалоба касалась условий договора кредитования: в кредитном соглашении банка не было указано, что комиссия за обслуживание кредита в 1,9% от суммы берется ежемесячно. Вторая касалась текста информационного письма, которое прилагалось к кредитной карте, выдаваемой клиенту. В нем было указано, что та же комиссия в 1,9% берется в течение расчетного периода, но не уточнялось, чему этот период равен.

Вчера на заседании ФАС дело “Русского стандарта” обсуждали представители ЦБ, КонфОП и самого банка. По словам Кашеварова, вчера комиссия не вынесла никакого решения в отношении банка. “Русский стандарт” представил выписку из приказа банка, которым исправляются условия договора потребкредитования“, — рассказал Кашеваров. Банк пообещал указать в договоре, что комиссия в 1,9% — ежемесячная. Таким образом первая жалоба удовлетворена, считают в ФАС. Кашеваров надеется, что будет удовлетворена и вторая — “Русский стандарт” до 7 февраля пообещал внести изменения в текст информационного письма, прилагаемого к кредитной карте.

По словам Кашеварова, на следующем заседании 7 февраля ФАС может закрыть дело “в связи с добровольным устранением нарушения”. “Выдавать предписание и признавать банк нарушителем антимонопольного законодательства сейчас неэффективно, — пояснил он. — Так сложнее контролировать исправление нарушения”.

В “Русском стандарте” решением ФАС остались довольны. “Банк удовлетворен конструктивной работой с комиссией и намерен продолжить взаимодействие со специалистами ФАС по вопросам развития рынка потребительского кредитования”, — заявили в пресс-службе банка.

Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин считает, что изменения в договоре банка позволят потребителям делать выбор более осознанно. Вместе с тем, по его мнению, “реально ситуация улучшится только после принятия законодательных поправок, которые обяжут банки указывать стоимость кредита в рамках эффективной годовой ставки”.

Старший вице-президент ДельтаБанка Дмитрий Ищенко назвал решение ФАС “правильным”. По его мнению, “важно было не наказать, а обратить внимание участников рынка на проблему”. Он отмечает, что банкам важно не только иметь понятное клиенту соглашение, но и контролировать работу собственных сотрудников.



Ведомости