28.01.2005

Riggs Bank объявлен предателем



Riggs National Bank Прокуратура США обвинила знаменитый Riggs Bank в нарушении закона о банковской тайне. Контрольные органы утверждают, что менеджмент банка, некогда обслуживавшего счета ЦРУ, не оповещал спецслужбы о подозрительных сделках своих именитых клиентов. За сомнительные сделки банкиры заплатили потерей бизнеса.

Прокуратура США утверждает, что менеджмент банка регулярно пренебрегал своей прямой, прописанной в законе обязанностью – оповещать спецслужбы обо всех подозрительных сделках. Такое положение дел в одном из самых известных банков США создавало самые благоприятные условия для отмывания денег сомнительного происхождения, считают в прокуратуре. Тем более что среди клиентов Riggs всегда было много иностранных посольств и влиятельных людей с обширными связями в самых разных сферах.

В пример представители американского правосудия приводят чилийского диктатора Аугусто Пиночета. А ведь когда-то здание штаб-квартиры Riggs Bank было изображено на десятидолларовой банкноте как всемирно известный символ стабильности американской финансовой системы.

Прокуратура уже ознакомила членов совета директоров банка с обвинительным заключением. Как и ожидали эксперты, менеджмент Riggs не стал оспаривать решение органов государственного контроля. Судебному разбирательству банк предпочел выплату штрафа в размере $16 млн. Ранее в этом году Riggs уже взял на себя обязательство заплатить в казну $25 млн, чтобы откупиться от расследования по нескольким эпизодам дела об отмывании денег.
Ситуация вокруг Riggs Bank стала одним из самых громких финансовых скандалов современной Америки. После того как банк, гордившийся «особенно тесными» связями с правительством США (Riggs обслуживал счета ЦРУ), был уличен в проведении сделок сомнительной чистоты, власти начали охоту на ведьм в банковском секторе.

Прокуратура и органы финансового контроля провели серию проверок в ведущих банках Америки на предмет соответствия принципов их работы Патриотическому акту. Этот закон, принятый в трагическом для США 2001 году, устанавливает строгие нормативы деятельности кредитных организаций. Он был разработан специально для того, чтобы не пропустить криминальный капитал в финансовую систему США.

Итогом кампании стало несколько громких дел против крупнейших банков Америки. Хотя, может быть, подводить итоги еще не время и банковскую сферу США ждут новые разоблачения.

Так, дело Riggs, в котором упоминается Пиночет, обратило внимание спецслужб на финансовые потоки из Республики Чили. И вот государственный Banco de Chile уже сообщает, что Управление финансового контроля США и Федеральный резервный банк Атланты начали «изучение деятельности американских филиалов чилийского банка». В частности, проверка ожидает подразделение Banco de Chile в Нью-Йорке. Контрольные органы сомневаются в соответствии деятельности банка основным положениям все того же Патриотического акта и других законов, направленных на борьбу с отмыванием денег.

Сразу после того как власти начали неофициальное расследование международной финансовой деятельности Riggs, менеджмент банка принял решение закрыть свое подразделение, отвечающее за работу с посольствами, а вместе с ним и финансовый холдинг Riggs National, который был создан на основе старого банка. Совет директоров Riggs избавился от наиболее подозрительной части своего бизнеса, таким образом подготовив его к продаже. Продолжать дело так, словно ничего не случилось, не представлялось возможным. Многочисленные обвинения в порочных связях поставили крест на репутации банка.

Выкупить неблагополучный Riggs согласилась корпорация PNC Financial. Согласно предварительной договоренности, сумма сделки составит $779 млн – $321 млн наличными и 7,5 млн акциями PNC. Но последнее обвинительное заключение прокуратуры может поставить под сомнение возможность сделки на предложенных условиях.

Едва ли питсбургская PNC откажется от покупки Riggs, которому принадлежит сеть банков, эффективно работающая на престижном рынке Вашингтона. Но PNC может с полным на то основанием снизить цену. В договоре о намерениях, который компании заключили ранее, есть пункт, позволяющий изменять параметры сделки в одностороннем порядке. //Петр Канаев

Газета.RU