28.01.2005

Теракты в воздухе не напугали россиян



Изображение авиалайнера Российские авиакомпании подводят итоги 2004 года. Несмотря на почти двукратное повышение стоимости керосина и зимний кризис в туриндустрии, спровоцированный цунами в Юго-Восточной Азии, рост пассажиропотока составил 14,5%. Но перечисленные негативные факторы скажутся на развитии отрасли в 2005 году: рост будет в пределах 10%.

По данным Министерства транспорта, в 2004 году отечественные перевозчики обслужили 34 млн человек, что на 14,5% больше, чем в 2003 году. Для сравнения: прирост пассажиропотока в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 11%. Таким образом, спрос на авиаперевозки не только не уменьшился, но даже превысил показатели предыдущего периода, несмотря на негативные для отрасли факторы.

А событий, которые могли повлиять на темпы роста, было предостаточно: августовские теракты на пассажирских авиарейсах, летевших из Москвы в Волгоград и Сочи, рекордное повышение стоимости авиатоплива и под конец года, в самый разгар сезона рождественских отпусков, цунами в Азии, которое унесло жизни сотен тысяч человек и привело к кризису в турбизнесе, а значит, и в чартерных перевозках. Российские авиакомпании оказались куда более стойкими, чем их западные коллеги.

После терактов в США 11 сентября 2001 года часть американских и европейских перевозчиков обанкротилась, а выживших компаний, которые только-только начали оправляться от кризиса, подкосили сначала война в Ираке и эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, а затем и начавшийся в начале 2004 года резкий рост цен авиаГСМ.

В итоге третья по величине авиакомпания США Delta Airlines, находящаяся на грани банкротства, существенно – на 10% – сокращает штат сотрудников, себе в убыток снижает тарифы, чтобы сохранить объем перевозок. US Airways, входящая в десятку крупнейших американских перевозчиков, обратилась в суд по делам о банкротствах за защитой от преследования со стороны кредиторов. Итальянская Alitalia, пережившая несколько забастовок своих работников, избежала банкротства благодаря помощи правительства.

По сравнению с ними российские авиакомпании успешно отработали год. «Аэрофлот», в последние годы ориентированный на международные перевозки, в 2004 году совершил серьезную экспансию в регионы.

За счет открытия новых внутрироссийских маршрутов и увеличения количества рейсов на имеющихся линиях национальный перевозчик показал рост пассажиропотока на 16%, обслужив почти 6,9 млн человек.

Вторая по размеру отечественная авиакомпания – «Сибирь» – перевезла 3,8 млн (+11% к 2003 году). Петербургское «Пулково» заняло третье место с 2,7 млн пассажирами. KrasAir показала рекордный по отрасли прирост пассажиропотока – почти 37% – до 2 млн человек. Таким образом, красноярцы стали четвертыми, поменявшись местами в 2004 году с сургутской UTair, у которой пятый по стране результат – около 1,8 млн пассажиров (+13,7%).
Но негативные тенденции прошлого года, почти не отразившиеся на производственных результатах деятельности авиакомпаний, скажутся на финансовых показателях и на объеме перевозок в 2005 году.

Директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Карл Руппель говорит, что с сентября текущего года темпы развития гражданского воздушного транспорта уже начали замедляться, в то время как до сентября 2004 года основные показатели развития авиаперевозок имели положительную тенденцию.

По прогнозам чиновника, прирост пассажиропотока в 2005 году составит всего 6–8%. Таким образом, российские авиакомпании обслужат лишь порядка 37 млн пассажиров. Но зато существенно изменится положение участников рынка в первой десятке ведущих авиаперевозчиков.

Вряд ли кто-то из них перегонит «Аэрофлот». Национальный перевозчик планирует обслужить 8 млн человек. Но вот занимающая последние годы второе место по объему перевозок «Сибирь» может уступить созданному KrasAir альянсу Air Bridge, в который вошли «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Сибавиатранс» и «Омскавиа». Если, конечно, этот альянс выполнит обещание перевезти 5 млн человек. Это станет возможно, если к этим пяти авиакомпаниям присоединятся, как было обещано, украинский «Аэросвiт» и еще несколько российских участников.

Если «Сибирь» не продолжит практику поглощений более мелких перевозчиков, начатую с «Внуковских авиалиний» в 2001 году и Челябинского авиапредприятия в 2004 году, то она и вовсе может оказаться на четвертом месте. Потому что даже по нынешним показателям Пулково и «Россия», которые будут объединены в этом году, догоняют новосибирцев, обслужив в общей сложности 3,4 млн человек. //Ирина Мокроусова

Газета.RU