28.01.2005
Деловая газета "Бизнес"


Дистрибуторы становятся производителями. "Протек" инвестирует $40 в строительство завода в Подмосковье



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Крупнейший фармдистрибутор "Протек" решил обзавестись собственным производством. Наличие собственных каналов сбыта поможет "Протеку" в продвижении своей продукции. А создание производства - увеличить рентабельность бизнеса.
"В начале второго квартала 2005 года на базе упаковочного завода "Сотекс" в Павловопосадском районе Московской области будут запущены две первые линии ампульного производства мощностью до 100 млн ампул в год, к концу года заработает и третья линия на 30 млн ампул",- сообщил "Бизнесу" заместитель гендиректора "Протека" Андрей Ларичев.
По словам Ларичева, компания также планирует до 2007 года наладить на "Сотексе" производство таблеток мощностью 1 млрд штук в год. Инвестиции в проект составили $40 млн.
На "Сотексе" упаковывают свою продукцию такие западные холдинги, как Sanofi-Aventis, KRKA, Lek, Schering AG и "Плива". Теперь "Протек" решил заняться и производством. Источник, близкий к компании, уточнил, что "Протек" решил производить лекарства самостоятельно из-за низкой рентабельности дистрибуторского бизнеса (по его данным, она составляет не более 5%). "На производстве можно заработать до 35%",- говорит собеседник "Бизнеса".
"Протек" - крупнейший российский дистрибутор. В 2004 году оборот компании составил $1 млрд в год, поставки достигли 1 млрд упаковок. "Протек" имеет 41 филиал и 39 представительств в 80 регионах России. Компании также принадлежит аптечная сеть "Ригла".
"Протек" планирует выпускать на "Сотексе" в основном дженерики, кроме того, ведутся переговоры о размещении заказов крупных западных компаний. "C 2002 года у нас стратегический договор с "Сотексом" на производство препарата "Урографин". Сейчас ведутся переговоры о производстве этого препарата на линиях "Сотекса" из немецкой субстанции",- говорит PR-менеджер российского представительства Schering Юлия Светова. По ее словам, цель сотрудничества с "Сотексом" - не столько сокращение расходов, сколько позиционирование "Урографина", как препарата, произведенного в России.
По словам гендиректора маркетинговой компании Aston Consulting Антона Артемова, перенос производства в Россию сократит затраты зарубежных компаний на 20-30%. "Пока иностранные производители не решаются открывать собственное производство в России из-за экономических рисков. А формула, предложенная "Сотексом" для них выгодна",- считает Артемов. А Андрей Ларичев из "Протека" добавляет, что иностранные компании не выходят на российское производство еще и потому, что пока покупательная способность населения недостаточно велика.
"Протек" - не первый дистрибутор, который решил заняться производством. Ранее о строительстве собственного завода в Москве объявил второй по величине участник рынка "СИА Интернейшнл". Первая линия завода заработает к концу 2005 года.
Участники рынка называют экспансию "Протек" логичной. "Каждая крупная компания рано или поздно начинает задумываться о диверсификации бизнеса, что позволяет им развиваться в нескольких направлениях сразу и повышать свои конкурентные преимущества",- считает гендиректор "Национальной Дистрибьюторской Компании" Настасья Иванова. По ее мнению, успех "Сотекса" будет зависеть от перечня выпускаемых лекарств, соотношения их цены и качества и грамотного продвижения на рынок. С Ивановой соглашается эксперт Союза профессиональных фармацевтических организаций Светлана Завидова, отмечая, что рынок перенасыщен дженериками и у многих компаний есть проблемы со сбытом. "Однако "Протек" наверняка сможет обеспечить каналы сбыта для продукции своей дочерней компании",- отмечает она. А Антон Артемов добавляет, что "Протек" может добиться успеха, выпуская качественные недорогие дженерики.

Деловая газета "Бизнес"