28.01.2005

Потребительские кредиты опасны. Предупреждает Центробанк Чехии



Ник Кэри

Бум на рынке потребительского кредитования Чехии длится уже три года. Объем кредитов растет так быстро, что Национальный банк страны уже дважды предупреждал банкиров и их клиентов: в случае экономического спада никто не сможет гарантировать, что заемщики сохранят платежеспособность.

В течение года — по конец июня 2004 г. — объем действующих потребительских кредитов в Чехии вырос более чем на 30%, составив $11,3 млрд. К концу 2004 г. он достиг уже $12,9 млрд. Потребительское кредитование в Чехии растет столь стремительно, что Центробанк страны уже второй раз за последний год вынужден предупреждать жителей, что кредиты совсем не безобидный инструмент. ЦБ обнародовал заявление, в котором говорится, что нынешний рост объема потребкредитов “таит в себе значительные риски в случае экономического спада”. В 2003 г. об опасностях, связанных со стремительным ростом потребительского долга, Чехию уже предупреждал Международный валютный фонд.

Большие объемы долга — обычное дело для жителей стран Западной Европы и США, которые лучше разбираются в вопросах кредитования и к тому же, как правило, имеют достаточно средств, чтобы облегчить свое долговое бремя. Но в Чехии до падения социалистического строя в 1989 г. о потребительских кредитах практически ничего не слышали. Поэтому и для банкиров, и для населения потребкредитование таит в себе немалый риск: трудно прогнозировать, что будет происходить с этим рынком в случае экономического спада.

На заре экономических реформ, результатом которых стал переход от плановой экономики к рыночной, в стране начался бум корпоративного кредитования. Однако в результате многие банки в конце 90-х гг. оказались в тяжелом финансовом положении. По мере продажи банков иностранцам набирала силу новая тенденция: новые собственники банков стали ориентироваться на кредитование физлиц и малого бизнеса, где норма прибыли выше, чем в секторе корпоративного кредитования.

Хотя население Чехии насчитывает всего 10 млн жителей, борьба между банками за долю на этом рынке идет нешуточная. Чтобы привлечь клиентов, используются все возможные средства: рекламные щиты, постеры, реклама в газетах, предлагающая недорогие кредиты. “Банки отчаянно борются за долю на рынке, и я совсем не уверен, что они просчитывают, сколько люди могут реально заплатить, — говорит Хайнек Филип, владелец компании Sampa, которая помогает физлицам управлять своими долгами. — Если будет экономический спад, многие окажутся банкротами”. Чешские банкиры, однако, утверждают, что у них есть все необходимые инструменты для работы с кредитными рисками, позволяющие предотвратить неплатежи. И добавляют, что по уровню потребительского кредитования Чехии пока еще очень далеко до Западной Европы.

По оценке Центробанка, просроченные платежи по ипотечным кредитам в Чехии составляют 6%; это намного меньше, чем в среднем в странах Западной Европы. К тому же объем задолженности населения перед банками соответствует 12% ВВП страны, тогда как в западноевропейских странах этот показатель равен 50%.

По словам Милана Томанека, пресс-секретаря Ceskoslovenska Obchodni Banka, эти цифры свидетельствуют о том, что банкиры осознают свою ответственность за выдаваемые кредиты. Но ситуацию трудно оценивать только по просроченным кредитам. Хотя отношение долга к ВВП в Западной Европе выше, там у людей больше сбережений, на которые они в случае необходимости могут рассчитывать при возникновении финансовых трудностей, отмечает Петр Когут, директор отдела финансовых услуг Pricewaterhouse Coopers в Праге. (DJ, 27.01.2005, Татьяна Бочкарева)



Ведомости