31.01.2005
Деловая газета "Бизнес"

Riston расфасует чай в Подмосковье



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
ПЕТР МИРОНЕНКО

В подмосковной Электростали открылся завод шри-ланкийского производителя чая Riston. По мнению участников рынка, вынося производство в Россию, азиатские компании пытаются ликвидировать отставание от российских и западных конкурентов.
"Строительство собственного завода - ожидаемый ход, к которому сейчас склоняются все цейлонские и индийские производители",- говорит президент ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия.
Как рассказал "Бизнесу" топ-менеджер российского представительства Riston, фасовочный завод компании открылся в подмосковной Электростали в середине января. Объем производства составит 720 т в месяц, фасоваться на заводе будет чай под маркой Rowford (позиционируется в среднем ценовом сегменте). Чантурия из "Росчайкофе" считает, что инвестиции в завод не превысили $1 млн.
По данным отраслевой ассоциации "Росчайкофе", объем российского рынка чая в 2003 году составил 160 тыс. т, или $800 млн. По данным GFK, в 2004 году лидерами рынка были "Орими Трэйд" (21,6%), "Май" (12,1%), Unilever (11,8%) и "Ахмад" (10,6%). Доля Riston, по оценке "Росчайкофе", не превышает 1,5%.
Рамаз Чантурия из "Росчайкофе" полагает, что с запуском собственного производства шри-ланкийцы пытаются вернуть утраченное лидерство на рынке. "Некогда цейлонцы и индийцы занимали до половины российского чайного рынка, однако из-за отсутствия производственных мощностей потеряли долю. Конечно, революции на чайном рынке строительство такого завода не вызовет, однако тенденция налицо: игроки второго эшелона подтягиваются к лидерам",- считает Чантурия.
Участники рынка сомневаются, что открытие завода Riston в России поможет компании усилить свои позиции. "Рынок сейчас очень консолидирован, и запуск собственного производства - смелое решение",- говорит PR-директор "Мая" Павел Исаев. 720 т в год не очень много, а рынок чая за последнее время стал просто перенасыщен, вторит ему источник "Бизнеса" в другой крупной компании. С ними соглашается и гендиректор компании "Люта" (марки "Люта" и "Два слона") Вилли Рифиниус: "На рынке очень много игроков (например, "Бета Гида" или казанский ЛТД.-"Бизнес"), которые фасуют чай в таких же количествах, а потребление чая сокращается". Сейчас рынок настолько тесен, что подобные шаги становятся рискованными, резюмирует Рифиниус.

Деловая газета "Бизнес"