31.01.2005

Рекламодатели Новосибирскa потратили больше $100 млн



Юлия Дрокова

Объем новосибирского рынка рекламы, по оценкам его участников, превысил $100 млн. И если в сфере наружной рекламы уже ощущается насыщение, то BTL-сегмент растет еще быстрее.

Объем новосибирского рынка рекламы вырос на 45-50%, говорит председатель совета директоров агентства маркетинговых коммуникаций Petra Владимир Верхоланцев. Год был удачнее, чем он предполагал, прогнозируя лишь 30%-ный рост. Верхоланцев объясняет рост рынка ужесточением конкуренции между компаниями в разных секторах рынка и, как следствие, увеличением рекламных бюджетов. Он надеется, что такая динамика сохранится и в наступившем году. В денежном выражении объем рынка рекламы Новосибирска в 2004 г., по оценке Верхоланцева, составил $100-170 млн.

О росте рынка говорят и телевизионные рекламисты. Анатолий Горнштейн, гендиректор “Видео Интернешнл Сибирь” (размещают основную часть рекламы на новосибирских телеканалах), рассказал, что рассчитывал на 20%-ный рост, но телереклама подросла на 26,2%, при этом цены, по словам Горнштейна, “практически не менялись”. Последствий от ограничения рекламы пива Горнштейн не заметил: “Клиенты разместили те же бюджеты, хотя и в чуть в более позднее время. Если потери и были, то они составили максимум 1%”. В 2005 г. телереклама в Новосибирске прирастет на 20-22%, считает Горнштейн. Объем рынка в 2004 г. он оценил в $13 млн.

Не было сюрпризов и на рынке наружной рекламы 2004 г. Президент группы компаний “АртБизнесЛайн” Константин Валов и директор агентства “РИМ” Марк Василенко считают, что рост, как и ожидалось, составил около 15%. Василенко отмечает, что рекламодатели потратили на 10% больше денег, чем в прошлом году, на самый массовый носитель, щиты 3 × 6 м. Большим спросом пользовались нестандартные конструкции, среди которых Василенко выделяет суперсайты (15 × 5 м).

А по мнению Валова, в прошлом году впервые установился баланс между предложением и спросом, а порой предложение даже несколько опережало спрос. “На развитом рынке так и должно быть, это хороший показатель”, — говорит он. Период бурного роста “наружки” закончился, в 2005 г. рост будет на уровне инфляции, прогнозирует Валов. По оценке “ЭСПАР-Аналитика”, объем новосибирского рынка наружной рекламы составил $14 млн, Валов называет цифры $13-15 млн.

А директор новосибирского офиса рекламной группы “Мелехов и Филюрин” (“МиФ”) и президент городского объединения рекламистов Александр Филюрин считает что рекламный рынок не только не вырос, но даже просел. “С июля началось резкое падение, которое длилось четыре месяца. В ноябре ситуация начала выправляться, но в плюс по сравнению с 2003 г. рекламный рынок не вышел”, — уверяет он. Неприятности рекламистов Филюрин объясняет ухудшением инвестиционного климата и падением фондового рынка, вызванными “делом “ЮКОСа”. Филюрин затруднился оценить, на сколько именно усох рекламный рынок. Объем рынка в 2003 г. Филюрин оценивал в $70-100 млн.

Объем BTL-рекламы в прошлом году впервые приблизился к ATL, уверяет Верхоланцев из Petra. “В Европе на BTL-рекламу приходится до 70% рынка”, — считает он.

С ним согласна и Наталья Берязева, гендиректор конторы “Маэстро, туш!”. Она отмечает, что с прошлого года начал расти спрос на проведение BTL-акций на отраслевых выставках и ярмарках: “Если раньше на подобных мероприятиях у нас было в среднем по два заказа, то сейчас по пять-шесть. Иногда желающих даже бывает больше, чем мы в состоянии обслужить, кому-то приходится отказывать”. BTL-акции относительно малобюджетны (максимальные расценки “Маэстро, туш!” за двух- трехдневную акцию — 55 000 руб.), но из-за индивидуального подхода к клиентам можно “достучаться до каждого адресата”, уверена Берязева. Она вспоминает, как для одного из своих заказчиков контора сделала сувенирные камешки, сопровожденные аннотацией о том, что ношение камешка в кошельке принесет успех в денежных делах. Сувениры раздавались на ярмарке. “Затраты копеечные, но всем было приятно и хорошо запомнилось”, — считает она.

К BTL обратились и рекламисты из других сфер. Компания “Реклама Онлайн”, специализирующаяся на размещении рекламы в печатных СМИ, в ноябре создала отдельное BTL-направление ProArt, рассказал директор “Рекламы Онлайн” Павел Телегин. А “МиФ”, напротив, отказался от BTL-рекламы и закрыл соответствующий отдел. Филюрин объясняет это тем, что направление было непрофильным: “BTL — специфическая услуга, с которой возни много, а прибыли мало. Для "МиФа" это всегда было вспомогательным направлением”. По словам Филюрина, бывшие сотрудники BTL-отдела “МиФа” создали собственное специализированное агентство “Промоакцент”, к услугам которого “МиФ” теперь прибегает, если требуется провести BTL-мероприятия. Сам “МиФ” собирается сконцентрироваться на разработке коммуникативных стратегий, а также планирует создать отдел интернет-рекламы и PR-подразделение.

“РИМ”, в основном известный как оператор наружной рекламы, за последние год-полтора создал студию современного интерьера “Автор”, салон кованых изделий “Кузнец” и продюсерский центр “Сибирские гастроли”. Марк Василенко, гендиректор “РИМа”, объясняет, что в компанию время от времени обращались, например, организаторы гастролей и просили помочь с рекламной поддержкой, в обмен делясь частью прибыли от продажи билетов. “Нам этот бизнес показался интересным, решили попробовать сами”, — пояснил он. К тому же хорошими привозными театральными постановками Новосибирск не избалован, считает Василенко, и “Сибирские гастроли” решили специализироваться как раз на этом.


ПЕРВОЕ СЛИЯНИЕ

В августе 2004 г. в Новосибирске произошла первая сделка по приобретению рекламного агентства — “Реклама Онлайн” купила “Авалон”. Сумма сделки не раскрывается.



Крупнейшие рекламодатели в 2004 г.


Ведомости