01.02.2005

S&P не взорвало рынок. Российские ценные бумаги слабо отреагировали на третий инвестиционный рейтинг



Елена Мязина

Долгожданное присвоение России инвестиционного рейтинга агентством Standard & Poor's (см. статью на стр. А1) почти не повлияло на финансовый рынок. Если первый инвестиционный рейтинг от Moody's индекс РТС отметил 7%-ным скачком, то вчера рост составил 2%, а котировки еврооблигаций по итогам дня практически не изменились.

Рынок давно ждал этого решения S&P, ведь Moody's поставило России высокую оценку еще в октябре 2003 г., а спустя год к нему присоединилось Fitch. Однако реакция рынка на третий инвестиционный рейтинг была слабее, чем на два предыдущих.

Первыми новость отметили на рынке еврооблигаций, рейтинг которых, собственно, и был повышен. Слухи о решении S&P появились еще в пятницу, вызвав рост российских бумаг, рассказывает начальник управления торговли “УралСиб Кэпитал” Андрей Дабижа. Самые ликвидные суверенные евробонды с погашением в 2030 г., накануне не дотягивавшие до 104% от номинала, завершили неделю котировками 104,5-104,625%.

С этой отметки инвесторы начали и вчерашний день. “Но после новости от S&P русские [покупатели] стали рвать рынок, и на первой волне мы улетели на 105,375% от номинала, — продолжает Дабижа. — Вторую волну после небольшой коррекции спровоцировали покупки бумаг из Лондона”. К вечеру, правда, “Россия-30” просела до 104,9%, а ее доходность за два дня сократилась на 0,1% годовых. Столь скромный результат отчасти объясняется тем, что за неделю до S&P американский банк Lehman Brothers, не дожидаясь решения агентства, признал наши евробонды высоконадежными и достойными включения в его индекс, на который ориентируются многие инвесторы. Поэтому “Россия-30” сильно подорожала еще до заявления S&P. Теперь ее доходность всего на 2,15% годовых превышает ставку сопоставимых по срокам американских казначейских обязательств.

На этом рынок не остановится, убежден аналитик “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин, разница в доходностях будет еще меньше. “Все уверены в том, что мы пробьем 200 базисных пунктов”, — добавляет Дабижа. Правда, сначала надо дождаться результатов завтрашнего решения Федеральной резервной системы США относительно процентных ставок. Но поклонников российских долгов рост мировых ставок не пугает: все надеются на новое повышение рейтинга от Moody's и урегулирование долгов России с Парижским клубом.

Подросли и рублевые облигации. Котировки самых ликвидных корпоративных бумаг поднялись на 0,5-0,75 процентного пункта, а доходности упали примерно на 0,2% годовых, отмечает аналитик инвестбанка “Траст” Роман Сафонов. “Дальше все будет зависеть о того, куда двинутся евробонды и рубль/доллар”, — указывает он.

Третий инвестиционный рейтинг повысил настроение и участникам рынка российских акций. “Мы сразу поднялись примерно на 2%”, — отмечает трейдер “Тройки Диалог” Алексей Долгих. Правда, решение S&P, по его словам, инвесторы встретили “гораздо спокойнее, камернее” по сравнению с тем, как они отреагировали на высокую оценку от Moody's. “Тогда рынок "улетел" сразу на 7%”, — напоминает Долгих. Тем не менее он считает новость хорошим знаком, ведь многие западные фонды ориентируются на рейтинг S&P и теперь они смогут увеличить свое присутствие в российских бумагах. “Нас ждет устойчивый рост”, — полагает трейдер. Но Шеин из БКС на приток свежих денег особо не рассчитывает — иностранные инвесторы не будут спешить с увеличением лимитов на Россию.

Не удержались от эмоций и участники внутреннего валютного рынка, ведь, если решение S&P приведет к притоку капитала в страну, предложение валюты возрастет. Присвоение третьего инвестиционного рейтинга пошло рублю на пользу, отмечает директор департамента казначейских операций Росбанка Николай Ермолаев. Если с утра доллар торговали на уровне 28,16 руб./$, то к концу дня он подешевел до 28,01 руб./$. Впрочем, долгосрочного эффекта от решения S&P Ермолаев не ждет, как и начальник управления операций на финансовых рынках БИН-банка Михаил Парасенко. “На огромные деньги рассчитывать вряд ли стоит”, — отмечает он, добавляя, что в любом случае излишки валюты скупит ЦБ.



Ведомости