02.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Косметический рынок перестанет расти



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Прошедший год стал самым удачным для игроков косметического рынка за последние пять лет: рынок вырос на 15%. Однако в следующем году производители могут столкнуться с проблемами: исследовательская компания "Старая крепость" прогнозирует стагнацию отрасли, что может привести к уходу мелких игроков с рынка.
"До сих пор рост был обусловлен тем, что долгие годы в России наблюдался слишком узкий ассортимент косметической продукции. Отечественные фабрики после перестройки перестали функционировать, исчезли и привычные места продаж косметики. Сейчас рынок насытился достаточно, поэтому в ближайшем будущем резкого роста не предвидится",- говорит президент аналитической компании "Старая крепость" Андрей Маслак. Теперь, по его мнению, рост отрасли будет не более 1-5% в год.
По данным "Старой крепости", в 2003 году объем розничных продаж парфюмерии и косметики составил $5,4 млрд, в 2004 году - уже $6,2 млрд, в 2004 году также произошло перераспределение основных каналов дистрибуции.
Участники рынка согласны с тем, что рынок не будет расти теми же темпами, что и раньше. "Резкий рост вплоть до сегодняшнего времени был обусловлен кризисом 1998 года, теперь же рынок пришел в нормальное состояние и постепенно занимает те же позиции, что и мировые рынки, которые уже насыщены продукцией",- говорит гендиректор Sally Hansen (производитель средств по уходу за ногтями) Владислав Хилько.
Одновременно меняется и система дистрибуции. "Производители постепенно уходят с открытых рынков и отдают предпочтение универмагам, специализированным сетям и аптекам. Потребитель предпочитает покупать косметику скорее в специализированных сетях",- говорит директор по маркетингу "Арбат Престижа" Игорь Губанов.
Сильнее всего продажи парфюмерии и косметики выросли в аптеках: на 15%. "В Москве и в ряде крупных городов России открылось большое количество аптек, постепенно переходящих на формат открытой формы торговли с широким ассортиментом массмаркета. Изменилось и само поведение покупателя - он постепенно привыкает к тому, что может найти в аптеках косметику и парфюмерию",- говорит Екатерина Петренко, управляющий товарными категориями "Аптек 36,6". (Доля косметики в ассортименте "Аптек 36,6" - 50%.) По прогнозу Маслака из "Старой крепости", и в дальнейшем продажи в аптеках будут ежегодно увеличиваться на 20-25%.
Участники рынка считают, что единственным способом увеличить прибыль станет освоение нишевых сегментов и изменение ценовой политики. "Основными игроками на косметическом рынке остаются крупные западные компании, поэтому мы уже сейчас осваиваем нишевые сегменты. Так, в прошедшем году открыли производство гримов и макияжа для спортсменов и болельщиков",- говорит гендиректор "Фабрики театральной косметики" (производитель грима и сценической косметики) Андрей Завьялов. "Растущими сегментами рынка останутся дорогая парфюмерия, детская и мужская косметика и продукты anti-age",- уверена вице-президент "Старой крепости" Анна Дычева-Смирнова.
Западные производители пока не планируют менять рыночную стратегию. "Procter & Gamble не планирует менять ни портфель брэндов, ни ценовую политику в ближайшем будущем",- сообщил "Бизнесу" менеджер по связям с общественностью компании Георгий Соустин. "За последний год мы наблюдали рост продаж на 100%, тогда как рынок вырос только на 15%. Наш прогноз на 2005 год - рост на 120%. Товары класса люкс, несмотря на насыщенность рынка, пользуются все большим спросом из-за того, что российская аудитория становится все более состоятельной",- говорит господин Хилько из Sally Hansen.

Деловая газета "Бизнес"