02.02.2005

Российская телереклама привязалась к евро



Вчера Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала данные по объемам российского рекламного рынка в 2004 году. Одновременно ассоциация впервые решила скорректировать данные, обнародованные ею в предыдущие годы. В результате рост рекламной индустрии в 2004 году составил не 46,5%, как следовало бы из старых данных, а всего лишь 33%.

По данным АКАР, в 2004 году рекламный рынок рос быстрее, чем в 2003-м; его денежный объем увеличился на 33%, достигнув отметки в $3,855 млрд. Годом ранее темпы роста индустрии составили 31%. Самые быстрые темпы роста по-прежнему демонстрирует интернет-реклама – 67% за год. Но при этом ее доля в общем объеме рынка составляет всего 0,8%. По объему собранных денег лидирует телевидение: доля телерекламы составляет 44,1%. Темпы же роста этого рынка в минувшем году составили 37% вместо ожидавшихся 25%. Сверхплановый рост ТВ-рекламы эксперты АКАР объяснили резким повышением курса евро по отношению к доллару: рекламодатели с долларовыми рекламными бюджетами в течение года вынуждены были увеличивать расходы на рекламу, чтобы не отстать от своих конкурентов с бюджетами в евро. В 2005 году, по прогнозам АКАР, темпы роста рекламного рынка замедлятся – он увеличится лишь на 20%.

Уже второй год подряд АКАР совершенствует методику оценки объемов рекламного рынка. В прошлом году оборот индустрии был впервые поделен надвое: на традиционную и BTL-рекламу (below the line – термин, используемый для обозначения нестандартных видов маркетинговых коммуникаций). В 2003 году АКАР оценила рынок BTL-рекламы в $840 млн, в 2004 году он превысил отметку $1 млрд. Рост затрат на нестандартные маркетинговые коммуникации составил порядка 25%.

Одновременно с публикацией свежих данных АКАР объявила о коррекции данных за 2002-2003 годы, объяснив свою инициативу стремлением избавиться от накопившихся ранее неточностей. Вполне возможно, что признать собственные ошибки АКАР была вынуждена из-за прошлогоднего конфликта с Гильдией издателей периодической печати (ГИПП): после публикации годового отчета АКАР за 2003 год гильдия заявила, что доля печатных СМИ в общем объеме рекламного рынка сильно занижена – ассоциация оценила ее в 28%. Показательно, что в этом году после коррекции с участием ГИПП этот показатель увеличился до 32,4%.

Коррекции подверглись и ранее опубликованные данные по объемам рекламы, размещенной на региональном телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе. "Оценки региональной рекламы были до сих пор достаточно формальными,– говорит руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра группы компаний 'Видео Интернешнл' Сергей Веселов.– Хуже всего обстояло дело с рекламой в региональной прессе и на местном радио – она практически не оценивалась". По уточненным данным, ее объем в прошлом году составил $1,07 млрд против $790 млн в 2003 году.

После пересчета суммарный объем рекламного рынка в 2003 году вырос на $260 млн – с $2,63 млрд до $2,89 млрд. Корректировке подверглось большинство самых значительных сегментов рекламного рынка: телевидение, пресса и радио (см. таблицу).

Рекламисты с пониманием отнеслись к пересчету данных АКАР. "Я не вижу в этом проблемы, это нормально, что АКАР решила пересчитать старые данные и исправить допущенные ошибки",– говорит генеральный директор агентства Media Wise Татьяна Елисеева. "На 46%, как это следовало бы из старых данных, рынок явно не вырос,– считает президент Starcom MediaWest Group-Россия Дмитрий Бартенев.– Нормальным выглядит именно 33-процентный рост".

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ



Российский рекламный рынок в 2003-2004 годах

Сегменты рынкаОбъем в 2003
году ($ млн)
Объем в 2004
году ($ млн)
Доля рынка в
2004 году
Прирост в 2004
году (%)
старые данные
Телевидение12101240170044,137
Радио1151552005,229
Пресса745935120031,128
В том числе
Газеты445*1952506,528
Журналы30035047012,234
Рекламные изданиян. д.39048012,523
Наружная реклама53053071018,434
Интернет**1818300,867
Реклама в
кинотеатрах
1212150,425
Всего26302890385510033
*Включая специализированные рекламные издания.
**Без учета контекстной рекламы. н. д.– нет данных.
Источник: Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).



КоммерсантЪ