02.02.2005

Невнимательные клиенты. Банковский кризис заметило лишь 14 проц. москвичей



Светлана Петрова

Подавляющее большинство москвичей не заметили банковского кризиса. Поволноваться всерьез он заставил лишь 11% жителей столицы, а убытки принес всего 3%. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного маркетинговой компанией BrandLab. И все же итоги опроса неутешительны для банкиров: большая часть респондентов ожидает продолжения кризиса.


BrandLab, специализирующаяся на разработке брэндов и маркетинговых исследованиях, провела свой опрос в ноябре 2004 г. В нем приняли участие 2400 жителей Москвы в возрасте 25–44 лет, имеющих высшее образование, в чьем семейном бюджете доля расходов на питание и коммунальные услуги не превышает 50%. Опрос проводился методом личного интервью в местах торговли потребительскими товарами. Цель исследования – собрать мнения о летнем кризисе и восприятии банковских брэндов.

Межбанковский кризис доверия разразился после отзыва лицензии у Содбизнесбанка, сопровождавшегося демонстрациями вкладчиков, краха связанного с ним “Кредиттраста” и заявлений чиновников о претензиях еще к десятку банков. Начался кризис с межбанковского рынка, затем отреагировали частные и корпоративные клиенты, в панике осадившие банковские офисы.

Банкиры и сотрудники ЦБ упрекали тогда СМИ в излишнем внимании к кризису и “нагнетании обстановки”. Однако, как показал опрос BrandLab, четверть москвичей о кризисе даже не слышали. На 61% опрошенных кризис, по их словам, никак не повлиял, 11% пострадали только морально и лишь 3% — материально. Такой результат удивил даже самих организаторов исследования. “Кризис достаточно хорошо освещался федеральными СМИ, а опрос проводился среди экономически активных москвичей со средним и выше уровнем дохода”, — недоумевает Сергей Цветков, руководитель исследовательских проектов BrandLab.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова тоже удивлена тем, что большинство москвичей не заметили кризиса. По ее мнению, это свидетельствует о “низкой склонности” россиян к сбережениям или невысоком уровне доверия к банкам.

А по мнению вице-президента Ситибанка Наталии Николаевой, итоги опроса подтверждают, что системного кризиса в банковской сфере не было — только кризис доверия и паника клиентов, затронувшие небольшое число банков. Банковский кризис в основном затронул межбанковский рынок, а также мелких и средних клиентов, говорит Орлова. “Не надо забывать, что ЦБ успокоил население госгарантиями [по депозитам]”, — отмечает она.

Доля респондентов, побывавших за последний год вкладчиками, составила на момент опроса 29%, поясняют в BrandLab. Среди опрошенных клиенты примерно двух десятков банков, в том числе лишившихся лицензий Содбизнесбанка и “Диалог-Оптима”, Гута-банка, спасать который после остановки платежей пришлось государственному Внешторгбанку, Банка Москвы, пережившего летом ощутимое снижение объема частных депозитов, и Альфа-банка, который в пик паники наказывал нелояльных вкладчиков комиссией за досрочное изъятие денег.

Хотя в основном кризис обошел москвичей стороной, лишь 28% опрошенных считают, что он закончился — большая часть ожидает его продолжения. Директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев не видит в этом ничего страшного. “Поскольку в России проблемы возникают на пустом месте, наши граждане привыкли руководствоваться здоровым скептицизмом: мы верим в лучшее, но готовимся к худшему”, — говорит банкир. Если многие кризиса не заметили, значит, о банках в основном знают понаслышке, из газетных статей, и результаты опроса скорее показывают настроение СМИ, полагает Орлова.

Кризис лишний раз напомнил, как все ненадежно в банковской системе и российских финансах, считает начальник аналитического отдела фонда “Общественное мнение” Григорий Тертман. “Сказать, что кризис закончился, — значит признать банковскую систему стабильной, а большинство не верит в это”, — говорит эксперт. Это создает предпосылки для сохранения сложившихся кризисных тенденций — нежелания одних вкладывать деньги в банки и намерения других забрать деньги из коммерческих банков и положить их в государственные или иностранные, считает Цветков: “Должен пройти как минимум год, чтобы потребитель поверил, что ситуация стабилизировалась”. А Николаева надеется, что к восстановлению доверия к банкам приведет запуск системы страхования.



Ведомости