Невнимательные клиенты. Банковский кризис заметило лишь 14 проц. москвичейСветлана Петрова Подавляющее большинство москвичей не заметили банковского кризиса. Поволноваться всерьез он заставил лишь 11% жителей столицы, а убытки принес всего 3%. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного маркетинговой компанией BrandLab. И все же итоги опроса неутешительны для банкиров: большая часть респондентов ожидает продолжения кризиса.
Межбанковский кризис доверия разразился после отзыва лицензии у Содбизнесбанка, сопровождавшегося демонстрациями вкладчиков, краха связанного с ним Кредиттраста и заявлений чиновников о претензиях еще к десятку банков. Начался кризис с межбанковского рынка, затем отреагировали частные и корпоративные клиенты, в панике осадившие банковские офисы. Банкиры и сотрудники ЦБ упрекали тогда СМИ в излишнем внимании к кризису и нагнетании обстановки. Однако, как показал опрос BrandLab, четверть москвичей о кризисе даже не слышали. На 61% опрошенных кризис, по их словам, никак не повлиял, 11% пострадали только морально и лишь 3% материально. Такой результат удивил даже самих организаторов исследования. Кризис достаточно хорошо освещался федеральными СМИ, а опрос проводился среди экономически активных москвичей со средним и выше уровнем дохода, недоумевает Сергей Цветков, руководитель исследовательских проектов BrandLab. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова тоже удивлена тем, что большинство москвичей не заметили кризиса. По ее мнению, это свидетельствует о низкой склонности россиян к сбережениям или невысоком уровне доверия к банкам. А по мнению вице-президента Ситибанка Наталии Николаевой, итоги опроса подтверждают, что системного кризиса в банковской сфере не было только кризис доверия и паника клиентов, затронувшие небольшое число банков. Банковский кризис в основном затронул межбанковский рынок, а также мелких и средних клиентов, говорит Орлова. Не надо забывать, что ЦБ успокоил население госгарантиями [по депозитам], отмечает она. Доля респондентов, побывавших за последний год вкладчиками, составила на момент опроса 29%, поясняют в BrandLab. Среди опрошенных клиенты примерно двух десятков банков, в том числе лишившихся лицензий Содбизнесбанка и Диалог-Оптима, Гута-банка, спасать который после остановки платежей пришлось государственному Внешторгбанку, Банка Москвы, пережившего летом ощутимое снижение объема частных депозитов, и Альфа-банка, который в пик паники наказывал нелояльных вкладчиков комиссией за досрочное изъятие денег. Хотя в основном кризис обошел москвичей стороной, лишь 28% опрошенных считают, что он закончился большая часть ожидает его продолжения. Директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев не видит в этом ничего страшного. Поскольку в России проблемы возникают на пустом месте, наши граждане привыкли руководствоваться здоровым скептицизмом: мы верим в лучшее, но готовимся к худшему, говорит банкир. Если многие кризиса не заметили, значит, о банках в основном знают понаслышке, из газетных статей, и результаты опроса скорее показывают настроение СМИ, полагает Орлова. Кризис лишний раз напомнил, как все ненадежно в банковской системе и российских финансах, считает начальник аналитического отдела фонда Общественное мнение Григорий Тертман. Сказать, что кризис закончился, значит признать банковскую систему стабильной, а большинство не верит в это, говорит эксперт. Это создает предпосылки для сохранения сложившихся кризисных тенденций нежелания одних вкладывать деньги в банки и намерения других забрать деньги из коммерческих банков и положить их в государственные или иностранные, считает Цветков: Должен пройти как минимум год, чтобы потребитель поверил, что ситуация стабилизировалась. А Николаева надеется, что к восстановлению доверия к банкам приведет запуск системы страхования. Ведомости |
|||