03.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Производители стационарных телефонов борются за выживание



ПЕТР МИРОНЕНКО

В ближайшее время уровень проникновения сотовой связи в Москве достигнет 100%. Сотовая связь отбирает все большую долю рынка у производителей стационарных телефонов. Одновременно резко усилилась конкуренция: все активнее себя продвигают западные и китайские компании. Это ставит под вопрос само существование российских производителей.
"Нам постоянно приходится придумывать какие-то нестандартные ходы, чтобы хоть как-то конкурировать на рынке",- говорит гендиректор компании МЭЛТ (производит телефоны под одноименным брэндом) Сергей Головин.
Главная проблема, которая встала перед российскими производителями стационарных телефонов в последние два-три года: отток потребителя в сторону мобильной телефонии. На конец декабря прошлого года уровень проникновения сотовой связи в Москве составил 99,2%. Данных на конец января еще нет, однако ни у кого нет сомнений, что этот показатель достигнет знаковой отметки в 100%. "Раньше мы конкурировали только с иностранными производителями стационарных телефонов. Теперь из-за резкого удешевления сотовой связи наш рынок почти не растет, и в первую очередь это отражается на нас",- соглашается с Головиным заместитель гендиректора компании "Палиха" Сергей Ефимов.
По оценке участников рынка, объем российского рынка стационарных телефонных аппаратов составляет до $100 млн. Лидеры рынка - Panasonic, Siemens, General Electric, LG. Основные российские игроки - "Палиха", МЭЛТ, ESPO, "Эллис".
"Потребители все больше привыкают к дополнительным функциям и простоте сервисного обслуживания, которые предоставляют производители сотовых, и хотят того же и от нас",- продолжает Ефимов из "Палихи".
"Вторая проблема, которая сейчас стоит перед нами - наступление китайского no-name",- рассказывает Головко из МЭЛТ. Впрочем, в последнее время долю рынка у российских производителей отбирают скорее западные игроки, которые снижают цены с каждым годом. Например, General Electric сейчас работает почти в том же сегменте, что и отечественные компании.
Главное преимущество российских производителей перед западными - цена (базовые модели отечественных аппаратов дешевле западных на 20-30%, а технически продвинутые могут быть дешевле и в два-три раза). Однако с каждым годом эта разница сглаживается, к тому же доля рынка дорогих аппаратов растет, отмечает гендиректор компании ESPO Зорин.
Вторым преимуществом российских производителей проводных телефонов всегда был автоматический определитель номера (АОН), которым западные модели не были оснащены из-за несоответствия стандартам наших АТС. Однако уже в этом году московские АТС будут переведены на западный стандарт FSK, и российские производители потеряют и это преимущество (см. интервью на этой же странице).
Теперь российским компаниям приходится искать новые пути выхода из кризиса. "В продвижении мы делаем акцент на индивидуальный дизайн и качество связи проводного телефона по сравнению с мобильным",- говорит Сергей Ефимов. Например, дизайн своего последнего телефона "Палиха" заказывала в студии Артемия Лебедева. Головин из МЭЛТ соглашается с тем, что основные конкурентные преимущества стационарных телефонов - качество связи и безопасность для организма. "Западные производители тоже придумывают разные технологические новинки - по-моему, Panasonic в Европе продает телефоны с распылителями кислорода в трубке",- рассказывает Зорин из ESPO.
Впрочем, все технологические преимущества не имеют никакого смысла без вложений в маркетинг, которых российские производители не могут себе позволить. К примеру, рекламный бюджет МЭЛТ за 2005 год составит около 1 млн руб. ($36 тыс.). Для сравнения, бюджеты Panasonic и Siemens исчисляются миллионами долларов. Остальные участники рынка свои расходы на рекламу не раскрывают, однако признаются, что они также невелики. "Единственное, что сейчас остается российским производителям - либо сливаться друг с другом, либо "продаваться" более богатым производителям бытовой техники, иначе конкурировать ни с мобильной связью, ни с "западниками" не получится",- резюмирует Зорин из ESPO.

Деловая газета "Бизнес"