03.02.2005
Danone

Danone смыла вода. Компания потеряла на производстве питьевой воды 800 миллионов долларов



Мария Соловиченко

Известный производитель молочных продуктов компания Danone потеряла 800 млн. долларов на производстве бутилированной воды в Европе и США. В ближайшее время компания примет решение об остановке убыточного проекта на Западе и сосредоточится на рынках восточных развивающихся стран. Специалисты не исключают выхода Danone на рынок питьевой воды в России, оборот которого оценивается в 1 млрд. долларов в год.

Неудачное приобретение

Впервые на американском рынке производства и продажи бутилированной воды Danone появилась пять лет назад. Заключив в 2003 году договор с Suntory Water Group, компания стала лидером этого рынка. Она владела 30 фабриками и обслуживала 1,5 млн. клиентов, поставляя воду в дома и офисы. Но в связи с насыщенностью западных рынков и жесткой ценовой политикой (высокими ценами) компании пришлось сократить количество фабрик до 20.

В связи с этим Danone вынуждена была признать свой проект неудачным: по оценкам самой компании, ее потери составили около 800 млн. долларов. Вполне вероятно, что Danone полностью остановит производство воды на Западе и сосредоточится на рынках азиатских и восточно-европейских стран.

Вторая попытка

Аналитики и участники рынка не исключают возможности, что Danone придет на российский рынок питьевой воды. Тем более что фирма в 2002 году уже пыталась получить на нем долю и купить компанию 'Святой источник'. Но тогда менеджмент Danone отдал предпочтение компании Nestle.

По мнению руководителя направления «Минеральная вода» компании 'Вимм-Билль-Данн' Джея Ядагара, Danone в ближайшее время вполне может повторить попытку выйти на российский рынок питьевой и минеральной воды. 'Скорее всего, Danone пойдет по пути Nestle, - считает Ядагар. - Сначала компания приобретет крупного регионального производителя и начнет работу в среднеценовом сегменте. А когда появится результат, Danone приступит к строительству собственного завода'.

Ядагар считает, что наибольший интерес сегодня для иностранных инвесторов представляют производители минеральной и питьевой воды на Кавказе. При этом одним из наиболее привлекательных кандидатов на продажу аналитики называют ЗАО 'Кавминводы', производящее воду марки 'Новотерская' (оборот - 8 млн. долларов в год, 4,5% рынка). В прошлом году на заводе произошел конфликт между топ-менеджментом и основными акционерами. Директор обвинил акционеров 'в отсутствии интереса к дальнейшему развитию производства'. 'Было бы здорово, если бы у нас появился стратегический инвестор вроде Danone, который взял бы все в свои руки', - говорит представитель 'Кавминвод' Евгений Антонов.

В конце прошлого года к масштабной реконструкции предприятия приступил петербургский производитель питьевой воды 'Полюстрово' (25% рынка в Санкт-Петербурге и области). По мнению аналитиков, увеличение мощностей - не что иное как предпродажная подготовка. В самой компании не отрицают, что предложение может быть рассмотрено.

10 литров в год на человека

'Долгосрочные перспективы роста российского рынка бутилированной воды превышают 20-25%, и это делает его гораздо привлекательнее европейского. Сейчас самое подходящее время занять на нем позиции', - говорит аналитик ИК 'Атон' Алексей Языков.

В Coca-Cola считают, что нет ничего удивительного, если на рынке появится новый крупный игрок. 'Россия все интенсивнее осваивается иностранными инвесторами, которые готовы вступить друг с другом в конкурентную борьбу', - заявили ГАЗЕТЕ в компании.

По данным аналитиков агентства Canadean, до 30% российского рынка приходится на долю таких крупнейших игроков, как «ПепсиКо» (бренд Aqua Minerale), Coca-Сola (BonAqua) и Nestle («Святой источник»), а остальные 70% - на долю региональных производителей, продукция которых, как правило, не выходит за пределы регионов. При этом темпы роста оборота крупных игроков могут превышать темпы роста самого рынка, ежегодно увеличиваясь на 30-35%, в то время как в Европе этот показатель составляет лишь 5-7%. То, что у российского водного бизнеса многообещающее будущее, говорят и исследования маркетингового агентства Marketing Index. Согласно их данным покупная питьевая вода в России - самый потребляемый после соков вид безалкогольных напитков. Так, если соки постоянно пьют 82% россиян, то питьевую воду - 80%. Среднестатистический россиянин в год выпивает 12 литров сока и 10 литров бутилированной воды. Однако это намного меньше, чем в Европе: так, например, француз или немец ежегодно потребляет 100-120 литров питьевой воды, а итальянец - 140-150 литров.

Печенье или вода

Несмотря на радужные перспективы, которые пророчат водному бизнесу аналитики, в российском подразделении компании Danone отрицают возможность выхода на этот рынок в ближайшее время, заявляя, что 'приоритетным направлением бизнеса в России компания считает молочный рынок'. 'Производство йогуртов и печенья мы на сегодняшний день считаем более прибыльным бизнесом, нежели производство воды', - заявил источник в Danone. Вместе с тем в компании не скрывают, что в ближайшие два года намерены увеличить свои производственные мощности в России почти вдвое - со 120 до 300 тонн продукции в год. При этом объем инвестиций должен составить 60 млн. евро, которые помимо увеличения мощностей 'будут направлены в том числе и на вывод на российский рынок принципиально новых продуктов'.

Газета