07.02.2005

Россия заговорила по корейскому



Тимофей Дзядко

В 2004 году в России было продано 24,268 млн мобильных телефонов, а южнокорейская Samsung впервые стала лидером по итогам года, говорится в отчете компании Mobile Research Group (MRG). Исследователи ожидают, что в 2005 году от 40 до 80% абонентов купят себе новые телефоны, а средняя стоимость телефона увеличится до $200.

По данным MRG, в IV квартале 2004 года официальные продажи сотовых телефонов в России увеличились на 15,4% – с 6,6 млн (в III квартале) до 7,6 млн. Объем «серого рынка» (телефоны, которые поступают в Россию не напрямую, а через другие страны) увеличился с 3,5% до 4,7%. Объем оптовых продаж в 4 квартале 2004 года составил 852 млн евро (рост на 21%).

Всего в 2004 году, согласно отчету MRG, в России было продано 24,268 млн мобильных телефонов, что на 60% больше, чем в 2003 году (15,1 млн). С этими данными не соглашаются ведущие дилеры – «Евросеть» (по ее данным, продано 30,12 млн штук) и «Связной» (около 27 млн).

Эльдар Муртазин, ведущий аналитик MRG, так объясняет расхождение своих данных с подсчетами крупнейших дилеров: «Евросеть» описывает розничный рынок и несколько завышают цифры, чтобы поднять инвестиционную привлекательность российского рынка мобильных телефонов и, в частности, своей компании».

Он признает, что «Евросеть» была наиболее успешной среди дилеров благодаря большому числу салонов (более 1,1 тыс. по всей России) и агрессивной рекламной компании по телевидению и в метро.

Борьба между Motorola и Samsung обострилось еще в III квартале: американская компания не поспевала за корейским конкурентом, потому что не могла быстро выводить на рынок новые модели – у них не было сертификатов. В IV квартале вопрос с сертификацией решился, но новые модели все равно не спасли Motorola.

За последние три месяца 2004 года и Motorola, и Samsung незначительно увеличили поставки своих телефонов, поэтому повторилась ситуация предыдущего квартала, и по итогам года Motorola сместилась на второе место – с минимальным отрывом от Samsung (4,9 млн телефонов против 5,1 млн).

Мировой лидер рынка Nokia никак не может поправить дела в России и вернуть лидерство, потерянное в начале 2002 года. Финская компания пересмотрела стратегию на местном рынке и изменила схему работы. В MRG называют косвенным свидетельством изменения стратегии Nokia отказ от самой дешевой модели Nokia 3310, которая продается в России уже три года.

Изменение стратегии уже дало некоторые результаты – доля Nokia увеличилась с 17% до 20%.

В отличие от Nokia, Siemens, испытывающая серьезные проблемы в Европе, сдает позиции и в России. «Компания Siemens достигла потолка своих продаж в числовом выражении, от квартала к кварталу ее рыночная доля будет сокращаться, – говорится в отчете MRG. – Из-за высокого уровня неофициальных поставок телефонов Siemens (в России цены на некоторые модели выше на 20%) увеличился объем «серого» рынка».

В Siemens «Газете.Ru» заявили, что знакомы с отчетом MRG, но отказались его комментировать.

Господин Муртазин затрудняется прогнозировать перспективы таких новичков, как южнокорейская Pantech: «Корейские компании вкладывают большие средства в рекламу, которые зачастую не поддерживаются большими продажами. Как в свое время с LG, «Евросеть» сделала ставку на Pantech, получив право на эксклюзивные поставки. Сотрудничество с ведущим дилером только на первый взгляд выгодно для Pantech: вряд ли с ним захотят сотрудничать другие дилеры на худших условиях».

Согласно прогнозу MRG, в 2005 году будет продано около 30-32 млн телефонов, замещение старых моделей новыми может достигнуть исторического максимума, а средняя стоимость телефона для городов-миллионников увеличится с $150 до $200. «Рынок замещения в Москве составит 80%, в регионах – порядка 30-40%, – соглашается Оксана Хрусталь, руководитель пресс-службы «Техмаркета». Во втором полугодии сети бытовой электроники войдут в десятку крупнейших поставщиков телефонов, что вызовет активные перестановки на рынке продаж телефонов и исчезновению минимум одной дилерской сети второго эшелона, уверены в MRG.

«Вряд ли сети бытовой электроники составят серьезную конкуренцию сотовым дилерам: в их магазинах практически нет никакого выбора моделей (всего по чуть-чуть), покупателям не предоставляется необходимая консультация, – не соглашается Анна Свердлова, руководитель пресс-службы сети салонов связи «Связной». – Единственный «плюс» сетей бытовой электроники – возможность купить товар в кредит. Но мы сейчас тоже работаем над кредитованием и собираемся его запустить в следующем году».

Но представители крупнейших дилеров уверены, что не все выживут из-за обострившейся конкуренции. «Безусловно, не все компании смогут выдержать конкурентную гонку – кому-то придется уйти с рынка, либо консолидировать усилия с другими игроками для выживания, – говорит Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний Dixis. – В большей степени это касается региональных сетей, но не исключено, что процесс затронет также и известные на рынке федеральные бренды».

Газета.RU