07.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

"Зеленый коридор". "Патэрсон" вводит новые правила работы с поставщиками



ПЕТР МИРОНЕНКО

Сеть универсамов "Патэрсон" пересматривает ассортиментный ряд, рассчитывая увеличить рентабельность. Аналитики считают программу оправданным шагом, однако поставщики опасаются жестких требований "Патэрсона".
"При пересмотре ассортиментного ряда мы руководствуемся "правилом светофора": все товары разделяются на три категории по цвету - "зеленые", "желтые" и "красные", в зависимости от объема продаж",- говорит директор по торговым операциям "Патэрсона" Ричард Коллинз, под руководством которого в сети реализуется программа оптимизации ассортимента.
"Зелеными" признаются те 20% товаров, которые составляют 80% оборота магазинов, поясняет Коллинз. Товары "желтой" и "красной" категорий "Патэрсон" сохранит в базовой ассортиментной матрице, однако они попадут не во все магазины сети.
В сеть "Патэрсон" входит 46 супермаркетов, из них 22 в Москве и Подмосковье и 1 в Киеве, остальные - еще в 10 регионах России. Оборот сети в 2004 году составил около $250 млн.
В итоге базовая ассортиментная матрица "Патэрсона" сократится с 12,5 тысяч до 8,5 тысяч. "В некоторых магазинах сети, в зависимости от их расположения, у нас может быть представлено и больше 12,5 тысяч единиц, а в некоторых - и по 6,5 тысяч",- уточняет Коллинз. По его словам, пересмотр ассортиментного ряда начался в январе и продлится до конца марта. "В результате оптимизации ассортимента мы собираемся поднять продажи пива на 20%",- предполагает директор по торговым операциям "Патэрсона".
Аналитики считают, что нововведения действительно помогут "Патэрсону" увеличить оборот. Управляющий партнер BBPG Consulting Алексей Тихомиров полагает, что оборот сети по пересмотренным категориям в результате может повыситься на 10-15%. Тихомиров вспоминает, как BBPG в 2002 году оптимизировала ассортимент сети магазинов на заправках ЮКОСа: "За несколько месяцев средняя прибавка в продажах составила 50%".
Коллинз отказался назвать какие-либо конкретные наименования, ссылаясь на то, что переговоры с поставщиками продолжаются. Коллинз лишь отмечает, что в категории пива, которая уже пересмотрена, "зелеными" признаны, в том числе, марки "Старый мельник" и "Невское".
Большинство опрошенных "Бизнесом" поставщиков отказались комментировать пересмотр ассортиментной политики "Патэрсона". Некоторые, например, Наталья Балашова, директор по маркетингу ТД "Мягков" (производитель водки под одноименной маркой), вообще узнали о программе от корреспондента "Бизнеса".
Мнения тех, до кого программа уже добралась, расходятся. "Нам действительно урезали линейку, причем очень жестко - с 30 наименований до 19",- говорит менеджер одной из крупнейших снековых компаний. Однако, по его мнению, вреда поставщику это не принесет - "они отсекли только те товарные единицы, которые хуже всего продавались, мы и сами собирались их "почистить"".
Другие поставщики опасаются того, что под видом пересмотра ассортимента сеть может увеличить стоимость присутствия в магазинах. "Они запросили абсолютно нереальную цену за элементарное присутствие товара на полках - нам пришлось бы заплатить за всю линейку несколько сот тысяч долларов",- говорит источник "Бизнеса" в одной из крупнейших российских компаний, работающих в FMCG. По словам собеседника "Бизнеса", из "Патэрсона" пришлось уйти всем серьезным игрокам на рынке, кроме двух. "Если бы мы там остались, мы бы просто работали себе в убыток",- сетует он. Впрочем, другой источник "Бизнеса" в компании-производителе о повышении платы за присутствие ничего не слышал: "единственное, что известно,- они повысили плату за вход для новых продуктов".
Однако директор департамента внешних связей "Патэрсона" Ева Прокофьева удивлена утверждениями поставщика: "В рамках оптимизации ассортимента мы, наоборот, заинтересованы в совместной работе с производителями, а выдвигать такие требования было бы просто неразумно". Прокофьева называет сумму в несколько сот тысяч долларов "совершенно нереальной": "Мы же не сумасшедшие",- говорит она.

Деловая газета "Бизнес"