07.02.2005

АЗС отчитаются о качестве бензина



Александр Тутушкин
Родион Левинский

В Москве будет создана новая система контроля качества моторного топлива, продаваемого на автозаправках (АЗС). Мосгордума сразу в двух чтениях приняла поправки, обязывающие бензоторговцев информировать потребителей о качестве топлива. Нарушителей будут штрафовать на сумму до 50 000 руб.

Поправки вносятся в закон об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг. После их окончательного утверждения владельцы АЗС будут обязаны предоставлять покупателям информацию о качестве топлива, которое продают. Отсутствие такой информации либо ее несоответствие действительности будут караться штрафами в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), т. е. от 3000 до 5000 руб. для физических лиц (ПБОЮЛ) и от 300 до 500 МРОТ (от 30 000 до 50 000 руб.) для юридических.

Инициированы эти нововведения управлением транспорта и связи правительства Москвы. По сообщению “Интерфакса”, его руководитель Павел Златин, объясняет необходимость ужесточения контроля за бензоторговцами ухудшением ситуации на рынке. По его словам, число фактов обмана потребителей на автозаправочных станциях города возросло с 7% в 2002 г. до 15-25% в 2003 г.

Как пояснил “Ведомостям” помощник депутата Мосгордумы Александр Саблуков, информация о качестве нефтепродуктов должна будет размещаться непосредственно на АЗС в виде специальных объявлений или стендов. “Не вина продавца, что поставщик предоставил ему топливо, не соответствующее стандартам, но продавец обязан оповестить покупателя об этом”, — разъясняет собеседник “Ведомостей” и добавляет, что информация должна включать в себя сообщение об октановом числе и вредных примесях в бензине, содержании серы в дизельном топливе.

По словам Саблукова, в структуре управления транспорта и связи Москвы планируется создать подразделение, которое будет заниматься проверкой объективности информации на АЗС. Проверяющие будут отбирать пробы топлива и проводить их экспертизу. Стоимость анализа одной пробы составляет более 5000 руб., но, как говорит собеседник “Ведомостей”, выделенного бюджета (30 млн руб.) должно хватить для нормальной работы подразделения. “Власти Москвы рассчитывают, что средства, полученные от уплаты штрафов, должны превысить расходы на проверки”, — резюмирует чиновник. А Златин будущую сумму штрафов оценивает в 34-50 млн руб. в год.

Исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко говорит, что новые штрафы будут чувствительны для бензоторговцев. “Ведь 50 000 руб. — это примерно двухдневный заработок средней московской АЗС”, — отмечает он. Тем не менее собеседник “Ведомостей” не думает, что эта мера поставит заслон некачественному топливу. По его мнению, только введение акциза на прямогонный бензин, который служит основой при изготовлении суррогатного топлива, может положить конец этому “бизнесу”. Того же мнения и в департаменте экономической безопасности МВД. На прошлой неделе его представители объявили, что 20-25% бензинового рынка России занимает незаконный или некачественный продукт.

Гендиректор московской сети АЗС “Гранд” Евгений Аркуша. тоже считает, что нововведение поможет искоренить суррогат. Зато он отмечает, что новая система контроля будет параллельной уже существующей, которая организована департаментом природопользования и охраны окружающей среды. Там проверяется соответствие топлива экологическим требованиям и штрафы достигают 2000 МРОТ. “Хорошо бы все эти проверки унифицировать и отдать в одни руки”, — мечтает бензоторговец.



Ведомости