08.02.2005

Санкт-Петербург. Щедрость за корпоративный счет. Бизнес-туристы приносят операторам $200-430 в день



Глеб Крампец
Андрей Мусатов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Бизнесмены и участники конференций составляют меньше 1% туристов, которые приезжают в Петербург. Однако отельерам и турфирмам они особенно дороги, поскольку тратят намного больше, чем обычные путешественники. Единственный способ радикально увеличить число бизнес-туристов — проводить больше конгрессов, конференций и других мероприятий.


По данным The Boston Consulting Group (BCG), в 2004 г. проводившей исследование туристического рынка Петербурга, в 2003 г. Петербург посетило около 3,5 млн туристов. На форумы и конференции в Северную столицу в 2003 г. приехало около 50 000 человек. К 2014 г. BCG прогнозирует возможность увеличения потока туристов до 4,8 млн человек, в том числе туристов, прибывающих для посещения конференций, до 142 000 человек. Для петербургского рынка въездного туризма характерна ярко выраженная сезонность. Высокий сезон в городе рекордно короткий по сравнению с другими туристическими центрами Европы. Он длится с мая по сентябрь (по данным BCG, туристические возможности города в этот период заполнены на 70%), тогда как в Барселоне высокий сезон начинается в феврале и оканчивается в декабре, а в Амстердаме он продолжается с марта по декабрь.

Представители туриндустрии любят бизнес-туристов, в том числе участников деловых или научных конференций и так называемых incentive-туристов, которым туры в качестве поощрения оплачивает их компания. Принимать таких путешественников им гораздо выгоднее, чем обычных групповых туристов. Гендиректор туроператора “Мир” Валерий Фридман говорит, что подобные категории туристов могут тратить в Петербурге около $200 в день, тогда как обычные туристы, которые приезжают в Петербург отдыхать за свой счет, — не более $130 в день.

“Деловые туристы охотнее тратят деньги, поскольку дорогу и проживание им зачастую оплачивает компания”, — вторит ему директор по приему туроператора “Актис” Алексей Жуков.

А директор по маркетингу петербургской туркомпании “Мономакс”, которая специализируется на организации конгрессов и конференций, Ксения Бойкова утверждает, что конгрессный турист тратит во время пребывания в Петербурге в среднем около $430 в сутки, тогда как обычный турист — не более $200.

Не сезон

Гостиницам деловые туристы, путешествующие круглый год, помогают обеспечить заполняемость в низкий сезон. По словам директора по продажам гостиницы “Астория” Виктории Кондратьевой, когда заполняемость снижается до 45%, на долю корпоративных туристов приходится 40%, на incentive-туристов — около 30%, оставшиеся 30% — индивидуальные туристы.

“Конгрессный туризм обеспечивает около 15% заполняемости в целом за год, хотя в отдельные месяцы низкого сезона эта цифра достигает более 30%”, — соглашается исполнительный директор гостиницы “Прибалтийская” Андрей Якунин.

Участники конгрессов и конференций нравятся отельерам еще и потому, что для них, по словам Фридмана, иногда устанавливаются более высокие цены. “Если конференция небольшая, не устраивается из года в год и проводится не самыми крупными операторами, место в отеле обходится участнику конференции или деловой встречи дороже на несколько десятков долларов в сутки”, — говорит он.

В “Прибалтийской” отрицают повышение цены для деловых туристов. А директор по продажам и маркетингу гостиницы Renaissance Люба Апреликова говорит, что для групп, прибывающих на конференции или форумы, может быть даже предусмотрена скидка, размер которой варьируется в зависимости от приобретаемого пакета услуг (аренда залов, кофе-брэйки, проживание).

Будь на то воля участников рынка, они перенесли бы все конгрессы и конференции на низкий сезон. Однако организаторы мероприятий предпочитают все же время белых ночей, когда гостиницы и так забиты. “Даже вопрос цены не является решающим”, — говорит Якунин из “Прибалтийской”. Эта гостиница уже больше 10 лет принимает в начале июня участников международного банковского конгресса.

На дефицит гостиничных номеров и их высокую цену жалуются и гости конференции по фармацевтическому бизнесу, которую ежегодно в мае проводит в “Гранд отеле Европа” Adam Smith Conferences, сообщил представитель компании-организатора. Несмотря на это, переносить конференцию на низкий сезон в Adam Smith Conferences не собираются. По словам представителя компании, ее проведение в мае уже стало традицией.

А гендиректор “Сбондс.ру” Сергей Лялин говорит, что его компания выбрала для организации облигационного конгресса декабрь в том числе из-за низкого сезона.

Организация деловых мероприятий зимой и осенью могла бы сгладить сезонность петербургского турбизнеса, полагает президент Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Для этого в городе ежедневно должно проходить 5-6 конференций разного масштаба, сейчас Петербург принимает лишь 2-3 крупных мероприятия в месяц.

Конференц-залов мало

Однако пока в Петербурге нет условий для этого. По словам Корнеева, в городе недостаточно больших конференц-залов, кроме того, отсутствует единая система бронирования залов и гостиничных мест.

Гендиректор компании “Интурист-СПб” Владимир Салихов согласен, что городская инфраструктура зачастую не может удовлетворить высоких требований бизнес-туристов.

Бойкова из “Мономакса” говорит, что Петербургу зачастую трудно конкурировать за право проведения больших бизнес-конференций с Москвой, где сосредоточены офисы крупных компаний.

А по наблюдениям Лялина, москвичи, напротив, охотно приезжают на петербургские конференции.



Ведомости