08.02.2005

"Фармакор" занимает поликлиники



Андрей Мусатов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Петербургская сеть аптек “Фармакор” получила право открыть 43 торговые точки в городских поликлиниках и снабжать лекарствами льготников. Участники рынка считают проект, в который компания обещает вложить около $500 000, нерентабельным. Но признают, что участие в федеральной программе позволит выйти на новый сегмент рынка.


В рамках федеральной программы с начала этого года льготники бесплатно получают лекарства в лицензированных аптеках. Лекарства поставляют уполномоченные оптовые компании (в Петербурге – “Протек”). По данным Комитета по здравоохранению администрации Петербурга, объем лекарств, предусмотренных к распределению среди льготных категорий жителей, в 2005 г. составит около 2,8 млрд руб. Сейчас они распределяются через 111 торговых точек, в этом году их число вырастет до 157. Сеть “Фармакор”, включающая 151 торговую точку, является крупнейшей в Петербурге. Оборот сети в 2004 г. составил около $100 млн. В 2005 г. планируется рост объема продаж до $135–140 млн.

“Фармакор” выиграл тендер на создание 43 точек аптечной торговли при поликлиниках города в сентябре, сообщил “Ведомостям” гендиректор сети Илья Милевич. Сейчас аптекам в качестве вознаграждения предлагается из федерального бюджета не более 5% от стоимости лекарств, выданных льготникам, уточнил финансовый директор аптечной сети “Фармация” Евгений Богданов. “Фармация” тоже участвует в программе, она откроет в поликлиниках три торговые точки.

В оборудование торговых мест “Фармакор”, по словам Милевича, вложит около $500 000. Средняя компенсация на один аптечный пункт, обслуживающий льготников, составит, по его оценкам, около $800 в месяц. Условия реализации льготных лекарств стали известны уже после подведения итогов конкурса, поясняет он. Чтобы окупить затраты, нужно, чтобы эта сумма составляла не меньше $1300, говорит гендиректор. Он рассчитывает окупить точки в поликлиниках за счет реализации обычных медикаментов. Работа аптечной сети в таком формате может оказаться нерентабельной из-за небольшой торговой площади (15-20 кв. м), позволяющей разместить не более пятой части медикаментов, предлагаемой обычной аптекой, считает Богданов из “Фармации”.

Коммерческий директор сети “Первая помощь” Петр Грек, напротив, считает, что новый формат может оказаться рентабельным для “Фармакора”, остальные аптеки которого представляют собой небольшие магазины (50-60 кв. м), ориентированные на работу с небольшой наценкой. Для самой “Первой помощи” такой формат не представляет интереса, поскольку компания переходит на аптеки с открытой выкладкой, утверждает Грек.

Участие в федеральной программе обеспечит “Фармакору” гарантированный, хоть и небольшой оборот, говорит один из участников рынка. Однако, по его словам, доходы такого рода уводят торговую сеть от понимания рыночной конъюнктуры.



Ведомости