08.02.2005
IKEA

IKEA для регионов



Татьяна Романова

Специально для российских регионов шведский концерн IKEA разработал единый формат торговых центров. Провинциальные комплексы “Мега” будут меньше построенных в Москве. В IKEA надеются, что большинство столичных арендаторов останутся прежние.


Шведская компания IKEA открыла первую “Мегу” площадью 150 000 кв. м в декабре 2002 г. Инвестиции составили $200 млн. В строительство “Меги-2” в подмосковных Химках площадью 230 000 кв. м IKEA вложила более $300 млн. Всего компания планирует инвестировать в строительство 18 торговых комплексов “Мега” в России $2,7 млрд. Оборот IKEA в России в 2004 г. составил 10 млрд руб. против 7 млрд руб. в 2003 г.

Первые такие комплексы будут построены в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Региональные комплексы “Мега” будут представлять собой единое здание площадью около 110 000 кв. м, стоимостью $100-150 млн, где помимо IKEA разместятся продовольственный гипермаркет, магазин формата DIY и еще около 100 арендаторов, рассказал журналистам директор российского представительства IKEA Леннарт.

“Строить по типовым проектам быстро и выгодно, ведь конвейер всегда дешевле эксклюзива”, — утверждает Вячеслав Каминский, президент инвестиционной группы DVI, специализирующейся на возведении торгцентров в регионах. По его словам, такие [типовые] торговые центры строятся быстрее, поскольку “вопросы проектирования и согласования проекта с СЭС, пожарными и экологами приходится решать единожды”.

“Несмотря на кажущуюся простоту, в строительстве типовых проектов можно столкнуться с некоторыми проблемами”, — предупреждает Юлия Никуличева, заместитель генерального директора Jones Lang LaSalle. По ее словам, региональные власти часто выделяют под стройку участки с неподведенными коммуникациями. “Необходимо учитывать и естественный рельеф местности, — считает Никуличева, — например, для того чтобы решить проблему естественной впадины на участке, выделенном под строительство "Мега-Химки", архитекторам пришлось вписывать в нее подземную парковку, что невозможно при типовом проекте”.

Дальгрен рассчитывает, что вместе с IKEA в российские регионы выйдет и пул арендаторов, сформированный в московских “Мегах”. Сейчас крупнейшими арендаторами комплексов “Мега” являются OBI и Auchan. Однако не все якорные арендаторы “Меги” это подтверждают. Представитель сети Auchan на условиях анонимности уточнил, что региональная программа компании еще не сформирована. “У нас хорошие партнерские отношения [с IKEA], но говорить о совместном региональном развитии мы не готовы”, — сообщил осведомленный источник в сети OBI. Другие крупные арендаторы — “М.Видео” и Аdidas-Salomon — готовы к сотрудничеству. “Мы уже участвуем в одном из региональных проектов IKEA, в этом году открывается “Мега-Казань”, — говорит Михаил Кучмент, директор по маркетингу и продажам “М.Видео”. “Нам подходит [новая региональная] концепция IKEA”, — вторит ему Дмитрий Биневский, директор по маркетингу Аdidas-Salomon.



Ведомости