09.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

"Чайная ложка" гонится за McDonald's. Петербургская компания планирует открыть 30 кафе в Москве



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Питерская сеть демократичных кафе "Чайная ложка" выходит на московский рынок. Компания планирует открыть 111 заведений, построив третью по величине сеть ресторанов в стране (после McDonald's и "Ростик Ресторантс"). Участники рынка сомневаются, что "Чайная ложка" сможет реализовать заявленные планы.
"В ближайшие несколько лет собираемся стать третьей компанией в России после McDonald's и "Ростик Ресторантс" по количеству заведений",- говорит директор по маркетингу "Чайной ложки" Игорь Колынин. Если заявленное количество заведений действительно будет открыто, "Чайная ложка" станет одним из крупнейших игроков российского рынка: у McDonald's 127 ресторанов, у "Ростик Ресторантс" - 174.
"Чайная ложка" открылась в конце 2001 года. Сейчас в северной столице работает 17 собственных заведений, еще одно было открыто по франшизе в январе этого года в Перми.
Летом 2005 года "Чайная ложка" откроет первую точку в Москве. До 2008 года компания собирается расширить сеть до 30 заведений, еще 64 откроются в регионах. На 2005 год также запланировано строительство фабрики, которая будет обслуживать все заведения Москвы и города в районе 500-600 км.
Компания будет развивать сеть как собственными силами, так и по франшизе. Сейчас "Чайная ложка" ищет подходящие помещения и партнеров. "Столица интересна тем, что здесь рынок еще не насыщен заведениями с высокой проходимостью, а регионы - отсутствием сильных игроков",- говорит Колынин.
Средняя площадь "Чайной ложки" составит 200 кв. м, количество посадочных мест - 70-80. По словам Игоря Колынина, стоимость оборудования одной точки в Санкт-Петербурге составляет $200 тыс. без учета затрат на аренду или покупку помещения: "В Москве она будет немного выше. Но мы компенсируем затраты за счет небольшого увеличения цен - средний чек составит 100 руб. против 80 руб. в Санкт-Петербурге". Совокупные инвестиции в проект составят порядка $20 млн, срок окупаемости - 2-2,5 года.
Участники рынка сомневаются в том, что "Чайной ложке" удастся осуществить свои масштабные планы. Генеральный управляющий компании "Арпиком" Михаил Зельман (владеет ресторанами "Ле Гато", "Белуга", Goodman, управляет сетью "Русское бистро") называет планы "Чайной ложки" смелым заявлением: "Чтобы проект окупился в указанные сроки, через 30 московских точек надо пропускать около 1 тыс. человек в день. В Москве это возможно, а вот в регионах - сомнительно". Заместитель гендиректора компании "Ланч" (владеет сетью "Елки-Палки") Михаил Имнадзе сомневается, что питерская компания сможет найти достаточное количество помещений. "Московский рынок давно поделен, на каждое место очередь стоит. Если они даже пойдут в спальные районы, то там развиваются гипермаркеты, где есть фуд-корты с похожими ценами",- отмечает PR-директор сети столовых "Мега Фудз" Артем Эстров.
Другие эксперты полагают, что даже если "Чайной ложке" и удастся открыть заявленное количество точек, то управлять ими будет крайне непросто. Совладелец сети "Крошка-Картошка" Андрей Конанчук полагает, что у компании могут возникнуть проблемы с контролем франшизы. "В законодательстве этот момент детально не прописан, а порядочных партнеров немного, поэтому вряд ли они смогут открыть такое количество заведений. В два раза меньше - цифра реальная",- говорит Конанчук. А коммерческий директор "Аэропит" (20 точек в аэропорту Шереметьево) Илья Лычев отмечает, что заявленный поток клиентов компания получит за счет снижения рентабельности: "В местах большой проходимости стоимость аренды очень высока".


Деловая газета "Бизнес"