09.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Японское пиво завоевывает Россию



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Три крупнейших производителя пива Японии Sapporo, Kirin и Asahi увеличивают свое присутствие на российском рынке. Только в этом году компании планируют увеличить продажи до 60%. Дистрибуторы связывают бурный рост продаж японского пива с увеличением популярности азиатской кухни.
В минувшем году пивоваренная компания Sapporo увеличила продажи в России на 260%, Kirin - на 70%, Asahi не раскрывает темпы роста. Однако на ее долю приходится почти две трети импорта японского пива. В 2005 году Sapporo планирует увеличить продажи в России еще на 60%, Kirin - на 50%, Asahi - на 20%.
В абсолютных цифрах рынок японского пива - практически ничего. Совокупные продажи "японцев" в 2004 году составили 1,2 млн л. Весь рынок Союз пивоваров оценивает в 8,59 млрд л. Однако темпы роста "народного" пива куда скромнее: в 2004 году рынок вырос на 12-13%.
Причина незначительной популярности "японцев" в высокой розничной цене: она составляет порядка 70 руб. в рознице. Поэтому на Москву и Санкт-Петербург приходится до 80% продаж японских брэндов.
Большая часть японских марок варится по лицензии в Европе. Именно это пиво и продается в столичных супермаркетах. Так, Sapporo разливается на ирландском заводе Diageo, Kirin - на Charles Wells (Scotish&Newcastle) в Англии, а Asahi на мощностях завода Staropramen (InBev) в Чехии.
Пиво японского производства продается в России только на Дальнем Востоке. Гендиректор дистрибуторской компании "Фест Федерейшн" (Asahi) Кристофер Митчелл говорит, что "японская сторона опасается, что если пиво будет произведено в Японии и Европе и будет продаваться в одном месте, то у потребителя возникнет мнение, что одно из них подделка". "Мы пробовали поставлять европейское пиво на восток, но потребители не видели иероглифов и отказывались его покупать",- говорит Митчелл. А брэнд-менеджер Kirin Антон Горлов полагает, что возить из Европы на Восток слишком дорого.
Эксперты объясняют рост продаж японского пива увеличением популярности японской кухни: более 50% продается в ресторанах и кафе (HoReCa). "Посетители ресторанов знакомятся с японским пивом, а потом покупают его в рознице",- говорит Митчелл. С ним соглашается директор по работе с ключевыми клиентами "Витал Дистрибушин" (дистрибутор Asahi) Илья Насибулин, отмечая, что "несколько лет назад японских ресторанов было мало, да и средний чек там был запредельный, теперь японскую кухню может позволить себе почти каждый". В Kirin связывают дальнейший рост продаж исключительно с HoReCa. "На этот сегмент у нас в прошлом году пришлось 69% продаж. Будем развивать это направление и дальше",- говорит Антон Горлов.

Деловая газета "Бизнес"