09.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Куда уходят "горящие путевки"



РОМАН ГУЛЯЕВ

Сеть турагентств под брэндом "Магазин горящих путевок" выставлена на продажу. Наиболее вероятным покупателем считается компания "Туральянс", владеющая сетью агентств "Куда.ru". Участники рынка считают, что новая компания будет контролировать около трети московского операторского рынка. А сама сделка по продаже может стать крупнейшей на российском туристическом рынке.
Создатель "Магазина горящих путевок" (МГП) Андрей Озолинь подтвердил "Бизнесу" факт продажи своей сети. Он не назвал цену вопроса, однако сообщил, что переговоры вошли в решающую стадию. Продажу проекта Озолинь связывает с нежеланием продолжать работу в туристическом бизнесе и переходом в другие сферы деятельности.
Участники рынка уверяют, что покупателем МГП станет компания "Туральянс", владеющая сетью "Куда.ru". По данным одного из них, реальная стоимость сделки может быть около $4 млн, в то время как создатель МГП просит около $8 млн.
"По рынку сейчас ходят слухи, что "Туральянс" уже купил "Магазин горящих путевок". На самом деле это не так. Переговоры между сторонами продолжаются",- заявил "Бизнесу" PR-директор "Туральянса" Богдан Курилко.
"Если не сумеем достигнуть соглашения до 18 февраля, то сделка будет отложена до конца года",- заявил "Бизнесу Андрей Озолинь. Связано это с тем, что турагентам необходимо время для подготовки к высокому летнему сезону.
По словам источника, близкого к сделке, если у двух крупнейших сетей будет один хозяин, то его доля на рынке будет составлять около трети: "Сейчас на "Куда.ru" приходится 15% агентских продаж туров в Москве, а на МГП - 20%. Конкурентов у них в принципе нет - продажи других сетевых агентств исчисляются несколькими процентами. Так что если сделка состоится, это сильно повлияет на рынок. Во-первых, столь развитая сеть дает преимущества в переговорах с операторами по поводу комиссии, во-вторых, позволит влиять на развитие агентской сети".
Туроператоры и турагенты, впрочем, не разделяют этих опасений. "В общем объеме нашей компании продажи сетевых агентств составляют менее 10%,- говорит PR-директор "Натали Турс" Татьяна Чувилкина.- Агентства смогут влиять на операторов только тогда, когда будут заранее, до начала сезона, выкупать достаточно большое количество турпакетов. Но такого пока нет. Агентский рынок находится на стадии формирования и еще не может влиять на операторов".
По словам одного из участников рынка, сетевые агентства, даже имея большую комиссию и объем продаж, вынуждены вкладывать средства в содержание аппарата в главном офисе, тогда как небольшие агентства имеют минимально возможный штат и, соответственно, небольшой фонд заработной платы. По свидетельству собеседника "Бизнеса", "в "Куда.ru" аппарат достаточно дорогой и при этом не всегда эффективный". Кроме того, компания вкладывает достаточно большие средства в участие в рекламной компании "шесть семерок" (порядка $300 тыс. в год).
"Небольшие турагентства "кормятся" за счет собственного круга лояльных клиентов, которые при прочих равных не пойдут к сетевым агентствам,- говорит директор турфирмы "Высокий утес" Дмитрий Поляков.- Так что в ближайший год даже при появлении такого мощного игрока как "Куда.ru" плюс МГП с такими фирмами ничего не случится. С другой стороны есть опасность, что за счет большой комиссии мощная сеть начнет демпинговать. Но на это уже есть антимонопольные органы, чтобы пресекать такие действия".


Деловая газета "Бизнес"