09.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Сигары легализуются. Акциз ударил по массовому сегменту и контрафакту



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
МАРИНА НОСКОВИЧ

В 2004 году легальные продажи элитных сигар впервые догнали "серый" импорт. Участники рынка говорят, что рост связан с введением акцизного сбора. Однако они отмечают, что усилия законодателей не дают активно развиваться массовому сегменту рынка.
"Мы завоевываем территорию, которая принадлежала бандитам и контрабандистам. Они уходят с рынка",- радуется президент российского представительства кубинских сигар Habanos Вилли Альверо.
По его оценке, в 2004 году в Россию было ввезено около 5 млн элитных сигар, из которых на контрафакт пришлось около половины. Между тем еще несколько лет назад ситуация была кардинально иной: доля контрафакта в разы превышала объем легальных поставок.
В 1985-1990 годах импорт кубинских сигар (другие попросту не поставлялись) в СССР достигал 7-8 млн штук, из них на РСФСР приходилось 4-5 млн. В 90-х годах рынок упал до менее чем 1 млн, из которых свыше 70% пришлось на "серый" импорт. Помимо кубинских, в Россию начали поставлять сигары из Доминиканской Республики, Гондураса, Никарагуа и Бразилии.
После кризиса благосостояние населения начало постепенно расти, одновременно увеличивались продажи элитных сигар (более 250 руб.): если в 2000 году они составили 3 млн штук, то к 2004 достигли 5 млн.
Однако доля легальных поставщиков все еще была минимальна: в 2002 году из 4,5 млн штук на "серых" поставщиков приходилось 2,85 млн, еще 650 тыс.- на легальные поставки с Кубы, 1 млн - на остальные страны.
С 2002 года правительство ввело акциз на сигары в размере 10 руб. за штуку. В итоге продажи легальных производителей начали резко расти: в 2003 году они увеличились до 1,85 млн, а в 2004 году удвоились, достигнув 2,5 млн. Вилли Альверо отмечает и еще одну причину: "Три-четыре года назад потребитель не умел отличить настоящие сигары от ненастоящих. Мы ездим по регионам и там проводим семинары и дегустации, появляются статьи в журналах и сюжеты на телевидении. Люди начинают разбираться и становятся более бдительными". По его прогнозу, в 2005 году рынок легальных сигар в 2005 году вырастет на 30%, впервые превысив объем "серого" импорта.
Если в сегменте premium введение акциза помогло официальным поставщикам, то более массовый сегмент машинных сигар и сигарилл от этого только в убытке. По оценкам экспертов, в 2004 году в России было продано около 30 млн "народных сигар", столько же, сколько и в 2002 году. "После введения акциза стало невыгодно продавать машинные сигары и сигариллы. Если сравнить отпускную цену производителей сигарилл и машинных сигар - $350 за тыс.- и акциз, который за них платят ($500), то становится понятно, почему сегмент сигарилл и сигар остановился в развитии",- жалуется генеральный директор дистрибуторской компании "Гейнс-2000" Вячеслав Кирсанов. Кроме того, добавляет он, классификация "сигара-сигарилла" в нашей стране также непонятна. "Любая сигара весом меньше 3 грамм считается сигариллой вне зависимости от формы и вкусовой насыщенности, так, машинные сигары принимают за сигариллы, а сигариллы с фильтром - вообще за сигареты. Такая неразбериха мешает производителям и поставщикам",- говорит он. А начальник аналитического отдела отраслевой ассоциации "Грандтабак" Виктор Стефашин напоминает, как в 2003 году из-за погони за более дешевым акцизом поставщики ввезли в последнем квартале большее количество продукции, чем рынок мог поглотить.

"Больше всего на контрафакте зарабатывают дистрибуторы и розничные торговцы"

В мире на элитные сигары приходится мизерная доля рынка, в России - около 10%, причем этот сегмент постоянно растет. Об особенностях российского сигарного рынка корреспонденту "Бизнеса" Александру Демчуку рассказал президент российского офиса Habanos Вилли Альверо.
- Почему в России так высока доля дорогих сигар?
- До 1917 года сигары были очень популярны в России. Однако после революции они стали символом буржуазности. Сигары вернулись в Россию только после революции на Кубе, когда стало ясно, что их могут курить и настоящие коммунисты.
Кроме того, российская аудитория находит в сигарном курении еще и интеллектуальную сторону. Спросите у курильщика в Испании, почему он курит сигары, он не найдет, что ответить. Российские курильщики изучают предмет гораздо глубже. Они довольно быстро стали профессиональными курильщиками, отличающими по вкусу не только марку сигары, но и более тонкие ароматические моменты.
- Представлены ли в России неэлитные сигары?
- Да. Представлен и массовый сегмент сигар - таких, которые производятся машинным способом. Премиум же - это сигары, изготовленные вручную, с длинной начинкой, с наименованием и происхождением. Другой сегмент - так называемые "машинные" сигары, производящиеся в Германии, Голландии и других странах Европы. Это тот сорт продукции, который распространяется в любом табачном ларьке. Элитные же сигары продаются, в основном, в специализированных магазинах и HoReCa.
Объем импорта премиум-сигар в России за 2004 составил около $25 млн. Объем массового сегмента приблизительно равен 70 млн штук ежегодно ($140 млн).
Контрафакт присутствует только в премиум-сегменте и только в отношении кубинских сигар. Дело в том, в России - большая диаспора из Кубы, которая занимается нелегальным ввозом сигар на территорию страны. Кроме того, на Кубе - огромное количество подпольных цехов по производству контрафактной продукции. Главная причина, конечно,- кубинские сигары - самые ходовые.
- Сколько зарабатывают контрабандисты?
- Коробка премиум-сигар стоит на Кубе $20. Нелегальный провоз ее через границу удваивает цену одной коробки. Дистрибутор в России покупает ее уже за $40. В розницу такие сигары попадают по цене $100-150. Потребителю же приходится выкладывать за такие сигары ту же цену, что и за фирменную продукцию, то есть $400. Таким образом, больше всего на контрафакте "навариваются" дистрибуторы и розничные торговцы.
- Как строятся легальные поставки кубинских сигар?
- На Кубе 49 сигарных фабрик. Топовых - всего 18. Все они - собственность государства. В отличие от них, Habanos - наполовину коммерческая организация (50% акций - у французской компании Altadis). Habanos является официальным дистрибутором всех кубинских фабрик, приобретает по ценам производителя необходимый для импорта объем товара.
- Кто основные игроки российского рынка сигар?
- Лидер - кубинский Habanos (78%). За ним следует Davidoff (7%), который раньше был также кубинским производителем, но из-за конфликта с Фиделем Кастро они перенесли производство в Доминиканскую республику. Только что вернулся в Россию доминиканский Dunhill (British American Tobacco). Остальные производители очень мелкие.


Деловая газета "Бизнес"