09.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

"Логос" выставлен на продажу. На покупку компании претендует "Базовый элемент"



ПЕТР МИРОНЕНКО
МАРИНА НОСКОВИЧ

Как стало известно "Бизнесу", распространительские активы группы компаний "Логос" выставлены на продажу. Эксперты считают, что наибольший интерес для потенциальных инвесторов представляет розничная сеть "Логоса". Основной претендент на них - "Базовый элемент".
О том, что группа компаний "Логос" вслед за своими издательскими активами (см. "Бизнес" от 20.12.2004) решила избавиться и от распространительских, "Бизнесу" сообщили сразу несколько информированных источников, в том числе и близких к группе "Логос".
Пресс-секретарь "Логоса" Федор Можаев опроверг факт ведения переговоров с "Базэлом". Однако все опрошенные "Бизнесом" участники рынка знают о готовящейся сделке. ""Логос" делал предложение о продаже своих распространительских подразделений большому количеству людей",- говорит гендиректор Союза издателей и распространителей печатной продукции Ольга Никулина. Впрочем, по словам управляющего директора концерна "Система масс-медиа" Сергея Ключенкова, единственный вероятный покупатель, о котором говорят на рынке,- холдинг "Базовый элемент". С ним согласны еще несколько участников рынка и источник, близкий к "Логосу"
Распространительские активы группы "Логос" весьма разнообразны. Во-первых, это ООО "Центры оптовых продаж" (занимается оптовой продажей прессы; доля на московском рынке - около 30%). Во-вторых, Центр дистрибуции прессы (ЦДП; по разным оценкам, занимает от 55% до 70% московского рынка распространения прессы в супермаркетах). Кроме того, "Логосу" принадлежат "Пресс-хаус" (сеть мини-маркетов прессы), "Центропечать" (одна из крупнейших розничных сетей) и "Нева-пресс" (один из крупнейших оптовых и розничных операторов Петербурга).
Участники рынка расходятся в оценке стоимости распространительских активов "Логоса". "Сумма, о которой сейчас говорят на рынке - $40-50 млн",- рассказывает гендиректор агентства "Пресс-экспо" (принадлежит ИД Independent Media) Дмирий Лопатин. Однако сам Лопатин затруднился оценить стоимость продаваемых активов: "У "Логоса" слишком сложная структура, к тому же этот бизнес нельзя оценивать на основании финансовых показателей".
Ключенков из "Системы масс-медиа" считает, что "Базэл" заинтересован только в розничных структурах "Логоса" - прежде всего ЦДП, "Центропечати" и "Пресс-хаусе". По мнению Ключенкова, все эти активы стоят никак не больше $10 млн. "Оптовые магазины "Логоса", которые сейчас составляют основу их бизнеса, Дерипаске не нужны: в нынешней обстановке, когда контроль над рынком забирают розничные операторы,- это вчерашний день",- говорит он. С Ключенковым согласен корпоративный директор по распространению группы HFS-"ИнтерМедиаГруп" Вячеслав Керов: "Центры оптовых продаж никому не нужны". Вместе с тем, по мнению Керова, сумма в $40 млн может быть вполне реальной.
"Базовому элементу" ранее принадлежало ОАО Агентство "Роспечать", владеющее 3,5 тыс. точек розничной торговли прессой в 15 регионах России. Розничный оборот компании составляет 3,1 млрд руб. ($120 млн). На рынке подписки агентство занимает около 65%. В середине 2003 года о покупке у "Базэла" контрольного пакета акций "Роспечати" заявило "Видео интернешнл", однако все опрошенные "Бизнесом" участники рынка уверены, что в действительности оперативный контроль над "Роспечатью" осуществляет "Базэл".
В случае если это действительно так, объединив "Роспечать" с "Логосом", "Базовый элемент" станет крупнейшим игроком на столичном рынке распространения. По оценке Сергея Ключенкова из СММ, на нее придется 40-50% московской розницы. "Я слышал, что Олег Дерипаска собирается создавать вертикально интегрированный издательский холдинг, который контролировал бы весь процесс - от переработки целлюлозы до распространения",- говорит Ключенков. Однако другой попросивший об анонимности участник рынка полагает, что только на интеграцию "Логоса" в структуры "Роспечати" уйдет очень много времени: "Окупиться это может не раньше чем через десять лет".
Дмитрий Лопатин из "Пресс-Экспо" не согласен с другими собеседниками "Бизнеса" в оценке целей "Базэла": "Вполне возможно, что "Базэл" покупает активы "Логоса" с целью дальнейшей перепродажи, ведь цена крупнейшей интегрированной структуры, которая окажется в их руках после объединения, будет серьезно превышать суммарную стоимость активов "Логоса" и "Роспечати"",- уверен Лопатин. Оценить ее стоимость не смог ни один из опрошенных "Бизнесом" участников рынка.


Деловая газета "Бизнес"