10.02.2005

К вопросу о потребительских предпочтениях



Как оказалось, за последние пятьдесят лет потребительская тактика рядовых американцев претерпела самые серьезные изменения.

В частности, как пишет журнал AdAge.com со ссылкой на очередное исследование, проведенное Национальным статистическим бюро Соединенных Штатов, в 2003 году типичная американская семья потратила на приобретение товаров и услуг 40817 долларов.

Куда же пошли эти совсем не маленькие деньги? Каждый третий доллар ушел на содержание домов, квартир и прочей жилплощади. Еще почти два десятка долларов потрачены на приобретение и поддержание в работоспособном состоянии автомобилей. На еду, медицинское обслуживание и спиртное было потрачено тринадцать, шесть и один доллар из каждой сотни соответственно. На развлечения было потрачено всего несколько центов.

Любопытно, что за последние пятьдесят лет уровень потребительских расходов вырос в десять раз. С поправкой на инфляцию эта сумма выглядит не так внушительно, но все равно впечатляет: с 1950 по 1972 расходы средней американской семьи выросли с 29 до 37 тысяч, после чего случилась Арабо-израильская война, три энергетических кризиса, рейганомика, Дж. Буш-ст., М. Левински, Дж. Буш-мл., и темпы роста расходов резко замедлились: за последние три десятка лет они увеличились всего на три тысяч с мелочью (с поправкой на инфляцию, разумеется).

С другой стороны, нам бы их проблемы. За прошедшие полвека значительно изменились потребительские предпочтения американцев.

Например, почти в 2,5 раза сократилась доля расходов на еду: с 32% в 1950 году до 13% в 2003. Это, кстати, самое сильное доказательство того, что рост доходов обеспечен не уловками статистического ведомства, как у нас, а подкреплен реальными долларами, упавшими на банковские счета вполне конкретных американцев. На этом фоне примечателен тот факт, что доля расходов на питание в ресторанах в общей доле расходов на еду выросла за этот же период с 21% в 1960 году до 41% в 2003 году. Этот же показатель как отношение к совокупным расходам составил около 5,5% и, что удивительно, почти не отличается как для богатых, так и для бедных американцев.

Практичные американцы не пускают высвободившиеся деньги на ветер. Большая часть зеленых бумажек пошла на приобретение более вместительных и качественных домов. За 38 лет количество домовладельцев выросло с 63% до 69%, а их средняя площадь выросла со 140 до 215 квадратных метров. В 50-х годах минувшего века площадь типичного американского домика едва превышала девяносто квадратных метров.

Выросли расходы и на приобретение "колес". В 2004 году новый автомобиль был приобретен каждым 17-м американцем. В 1960 году такой покупкой мог похвастаться лишь один американец из двадцати пяти. В 1960 году средняя машина "тянула" на 14 тысяч современных долларов, а вот в 2003 средняя цена американского автомобиля повысилась до 25 тысяч.

Что характерно, на этом рынке без осечек сработал пресловутый Закон Парето: самые богатые 20% американцев потратили на приобретение автомобилей столько же денег, сколько оставшиеся 80% их компатриотов вместе взятые. Соответственно, "бедные" продолжают ездить на Mercury, а их более успешные соотечественники – на BMW, Infinity и Lexsus.

www.e-generator.ru