10.02.2005

Этическая чистка. Члены нового экспертного совета упорядочат рекламу Прииртышья



Как стало известно „Ъ“, в Управлении федеральной антимонопольной службы по Омской области (УФАС) создан экспертный совет по рекламе (ЭСР), в состав которого вошли областные чиновники, сотрудники вузов, журналисты и бизнесмены. Члены совета полны решимости оценивать «этическую сторону рекламы, чтобы не вызывать негативный резонанс у населения». По оценке самих участников омского рекламного рынка, совет или «расплодит бюрократов и взяточников, или «будет сидеть без работы».

По словам главного специалиста по контролю за соблюдением законодательства о рекламе УФАС Тамары Шмаковой, положение о создании экспертного совета уже утверждено руководителем управления Сергеем Суменковым. Омский совет создается «по образу и подобию» структуры, уже действующей при Федеральной антимонопольной службе РФ. В состав совета войдут 15 человек — чиновники областных министерств культуры и образования, преподаватели омских университетов, сотрудники СМИ, омской торгово-промышленной палаты и областного союза предпринимателей. Возглавит совет начальник отдела контроля естественных монополий, рекламы и защиты прав потребителей УФАС Владимир Шаров.

Как сообщила госпожа Шмакова, совет будет отслеживать спорные случаи использования рекламы, к примеру, «ее этичность». «То есть реклама может не нарушать закон, но вызывать негативный резонанс у населения. Или, допустим, объект рекламы может быть труднораспознаваемым: потребитель видит на щите бренд напитка, но не может понять — безалкогольный он или алкогольный», — пояснила Тамара Шмакова. Поводом для собрания совета, по ее словам, будут служить конкретные жалобы на рекламу граждан или коллективов организаций и предприятий Прииртышья. Решения, вынесенные советом, будут носить рекомендательный характер и направляться рекламодателям и в рекламные агентства. Члены совета планируют начать работу в ближайшие дни.

Появление новой надзорной структуры вызвало откровенное недоумение муниципальных чиновников, курирующих омский рынок рекламы. «Они (члены совета. — „Ъ“) будут без работы сидеть. Мы и без них всю работу делаем», — заявила начальник отдела рекламы омского управления дизайна городской среды и рекламы (ОРД) департамента недвижимости Омска Любовь Бринева. По словам госпожи Бриневой, нормы «этичности—неэтичности» рекламы прописаны в федеральном законодательстве, и чиновники муниципального управления зорко следят за его соблюдением. Как пример она привела недавнюю рекламную кампанию торговой сети «Эльдорадо» (штендеры и билборды с изображением пылесоса с подписью «Сосу пыль за копейки!» — „Ъ“). «Закон компания не нарушила, но вызвала своим слоганом негативную реакцию населения. Мы вынесли вопрос на согласительную комиссию и смогли его решить к удовлетворению омичей», — сообщила госпожа Бринева.

С мнением городских чиновников оказались солидарны и омские рекламодатели. Менеджер по рекламе компании «Эльдорадо» Елена Логунова полагает, что если реклама не входит в противоречие с законодательством — к ней не должно быть претензий. «Слоган „Сосу пыль …“ не вызвал претензий ни в одном городе России. Но Омск — город специфический, здесь очень трепетное отношение к рекламе», — с сарказмом отметила госпожа Логунова.

Неоднозначно встретили появление новой надзорной структуры омские рекламисты. По мнению управляющего дизайн-студией «Глобус» Игоря Чижмы, ЭСР не сможет реально влиять на омский рекламный рынок, поскольку его решения будут носить только рекомендательный характер. «Если же совет будет обладать какой-либо властью — появится еще один повод расплодить взяточников и бюрократов», — заявил господин Чижма. Кроме того, по словам Игоря Чижмы, омский рекламный рынок «недоразвит, и появление такой организации преждевременно». В свою очередь директор центра дизайна городской среды и рекламы Омска Павел Сербин высказался в поддержку создания ЭСР, поскольку в рекламе «есть перекосы». Рекомендации совета, по словам господина Сербина, в центре воспримут как руководство к действию — «мы будем обязаны это сделать».

Планируется, что первое собрание ЭСР пройдет в Омске в ближайшие две недели.

„Ъ“ будет следить за развитием событий.

Александр Корнев

КоммерсантЪ