10.02.2005
Starbucks Coffee

Starbucks накормит обедами



Стивен Грей

Крупнейшая американская сеть кофеен Starbucks планирует кроме кофе предлагать в большинстве своих заведений полноценные завтраки и обеды. Эксперты скептически относятся к этой инициативе, вспоминая прошлые безуспешные попытки Starbucks прорваться в новые сегменты рынка.

В этом году Starbucks, которая уже превратила тысячи своих кофеен в кафе, продолжит реорганизацию. Только в столице США Вашингтоне завтраки будут подаваться в 100 кофейнях.

Кампания по продажам еды — одна из первых инициатив Джима Дональдса, который в марте займет пост гендиректора компании. Очевидно, что при нем Starbucks будет более агрессивно развиваться в смежных областях и превратится из продавца кофе в полноценную ритейлорскую сеть. Но эксперты считают, что сети не следует распыляться, иначе вернутся проблемы, которые преследовали ее в прошлом.

“Существует риск того, что компания отвлечется от основного бизнеса”, — говорит аналитик по ресторанам CIBC World Markets Джон Глэсс, приводя в пример прошлые неудачные проекты Starbucks в области Интернета и издательского бизнеса. Компания, по его мнению, должна в первую очередь сосредоточиться на своем основном бизнесе — остаться сетью кофеен быстрого обслуживания.

Но в Starbucks, кафе которой по всему миру в неделю посещают 33 млн человек, считают, что на преданных клиентах можно заработать больше, предложив больше услуг. По словам Дональда, только в прошлом году сеть начала продавать обеды в 2000 кафе в 17 штатах США, в том числе в Нью-Йорке, Майами, Чикаго и Вашингтоне. Теперь обеды будут предлагать еще в пяти штатах, таким образом число кафе нового типа вырастет до 2500. Всего у сети 9000 заведений по всему миру, 6400 из которых расположены в США.

Уверенность Дональда в том, что проект будет успешным, основывается на результатах эксперимента, проведенного в 80 кофейнях в Сиэтле. В них клиентам предлагали горячие завтраки, например яичницу с ветчиной и сыром с булочкой. “Тест закончен. Он был очень успешным, — говорит Дональд. — Скоро мы объявим о расширении ассортимента”. Начнется оно, очевидно, с Вашингтона.

Впрочем, Starbucks, 14% продаж которой приходится на еду, четко определила для себя, что она будет предлагать клиентам, а чего не будет. “Мы не собираемся начинать готовить еду в Starbucks, мы никогда не станем рестораном, — говорит председатель совета директоров компании Ховард Шульц.

Одновременно Starbucks собирается стать первым ритейлором в США, где посетители смогут копировать любимую музыку на CD. По словам Дональда, оборудование для этого появится в половине американских Starbucks, что позволит им привлечь молодежь. Звукозаписывающие системы Hear Music, позволяющие записать диск на семь песен за $9, установлены уже в 45 кофейнях. Всего предлагается 200 000 композиций. (WSJ, 9.02.2005, Кирилл Корюкин)



Ведомости