10.02.2005

Пробки протеста. Грузовики выйдут на трассы за дешевым топливом



Сегодня по всей России начнется самая масштабная, по прогнозам транспортных профсоюзов, акция протеста работников автотранспортных предприятий. Ожидается, что около полумиллиона водителей грузовых автомобилей организованно выступят против высоких цен на топливо и его низкого качества и потребуют от правительства взять в свои руки контроль за стоимостью энергоносителей. В рамках акции в субботу более 150 фур проедут по МКАД и транспортным магистралям столицы, что может всерьез осложнить дорожное движение в Москве.

22 декабря 2004 года общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков и Российским автотранспортным союзом направил обращение президенту Владимиру Путину с требованием снизить цены на автомобильное топливо. Транспортники жалуются, что в структуре эксплуатационных расходов российских международных автоперевозчиков затраты на топливо – основная расходная статья. При этом, по мнению профсоюзных лидеров, уровень российских стандартов качества дизельного топлива не соответствует мировому (большая часть большетонных автомобилей – дизельные). "Эта проблема затрагивает не только грузовики, но и весь транспорт, поэтому нас беспокоит качество как солярки, так и бензина,– говорит глава общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Мохначев.– Мы готовы платить и по 20 руб. за литр, но предоставьте нам приличную заработную плату и достойную пенсию. Ведь если в США цена за литр топлива примерно такая же, как в России, то зарплаты в 18-25 раз выше". "Не так давно Европа, заботясь об окружающей среде, перенесла введение стандарта качества топлива Euro-5 с 2009-го на октябрь 2005 года – по этому стандарту содержание серы в солярке должно быть примерно в тысячу раз меньше, чем в дизтопливе, которое используется в России,– объяснил Виктор Мохначев.– С такими стандартами нас уже не пускают за границу, при этом зарубежные грузовики также не могут транзитно проехать через Россию, потому что на нашей солярке они далеко не уедут".

"Непринятие мер по обузданию роста цен на топливо и повышению его качества может заставить российских автомобильных перевозчиков провести всероссийскую акцию протеста",– предупредили транспортники президента. Позже было решено провести такую акцию 10 февраля 2005 года. Как планируют профсоюзные лидеры, сегодня более 500 тыс. водителей грузовых автомобилей проведут пешие и автомобильные пикеты во Владивостоке, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Саратове, Казани, Санкт-Петербурге. В Москве около 1 тыс. водителей соберутся в 9.00 на Горбатом мосту и двинутся в направлении Дома правительства. "Это будет предупреждающая акция, в ходе которой правительству будет вручено заявление-меморандум, в котором будет сказано, что в случае непринятия мер по снижению цен на топливо мы объявим забастовку",– заявил Ъ председатель общественного совета грузоперевозчиков Москвы Василий Петров.

Сегодня в рамках акции планировалось провести и организованный проезд колонны грузовых автомобилей по МКАД, однако это мероприятие было перенесено на субботу. "Ехать в четверг нам запретило правительство Москвы, хотя в рамках закона мы имеем право это сделать,– объяснил Ъ господин Петров.– Откуда мы поедем, пока сказать не можем, потому что в том месте, откуда ранее планировали начать заезд около сотни грузовиков, ГИБДД уже расставила знаки 'Остановка запрещена'". "Мы поедем тихо, километров 20 в час – это затруднит движение и привлечет внимание к акции",– объяснил замысел господин Петров. Еще около 60 грузовых автомобилей попытаются проехать по Каширскому шоссе в центр города. "Мы поедем в глубь столицы, пока нас не остановят",– заявил Ъ глава межрегионального профсоюза водителей Александр Котов.

"Эта акция ничего не даст,– уверен президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.– Монополия на бензин слишком высока, в ней слишком заинтересованы и сами компании, и государство, которое получает деньги в виде налогов от продажи бензина и от взяток. В этом бизнесе задействованы такие деньги, при которых не соблюдать требования к качеству бензина выгодно, даже платя штрафы за их несоблюдение". С ним солидарны и представители мелких грузоперевозчиков, которые не намерены участвовать в акции. "Мы бы рады поддержать протест, но для нас каждый день простоя обходится в 2-3 тыс. руб. на одну машину – если несколько грузовиков будут участвовать в акции, то мы понесем крупные убытки,– заявил Ъ директор компании по международным перевозкам 'Интер Вар' Сергей Коршунов.– Хотя, честно говоря, мы слабо верим, что такой протест принесет какие-то результаты".

В ГИБДД, куда Ъ обратился с вопросом, вызовет ли субботняя акция пробки на московских улицах, с прогнозами не спешат. "Мы пока не можем комментировать ситуацию, так как не владеем информацией о готовящемся заезде грузовиков",– сообщил замначальника ГИБДД ГУВД Москвы Игорь Исаев.

ИВАН Ъ-БУРАНОВ

КоммерсантЪ