11.02.2005
Биллайн GSM

"ВымпелКом" насчитал себе $19,7 млн. Компания предупредила, что долг ее казахстанской "дочки" может вырасти



Александр Борейко
Роман Дорохов

Избавление от “турецкого наследства” может обойтись казахской “дочке” “ВымпелКома”, компании “КаР-Тел”, в $19,7 млн, предупредил кредиторов российский оператор. По сравнению с угрозой вовсе потерять бизнес в Казахстане это сущий пустяк для “ВымпелКома”, говорят аналитики.


“КаР-Тел” – второй по количеству абонентов сотовый оператор Казахстана. По данным на 31 января 2005 г., “КаР-Тел” обслуживал 995 000 абонентов. Выручка компании за 2003 г. – $65 млн, EBITDA – $25 млн. “ВымпелКом” 31 января 2005 г. обслуживал 28,25 млн абонентов. Выручка за девять месяцев 2004 г. – $1,51 млрд, чистая прибыль – $269,3 млн.

“ВымпелКом” заплатил за “КаР-Тел” $350 млн, приняв на себя долги казахского оператора, которые были оценены в $75 млн. Но после завершения сделки новых акционеров “КаР-Тела” ожидало несколько неприятных сюрпризов.

В прошлом 60% акций “КаР-Тела” принадлежало двум турецким компаниям — Telsim Mobil Telekomunikasyon и Rumeli Telecom, которые контролировались семейством Узан, в 2003 г. очутившимся в центре громкого скандала. Турецкое Агентство по банковскому регулированию и надзору установило, что Узаны вывели из принадлежавшего им Imar Bank $5,7 млрд. А в ноябре 2003 г. Telsim и Rumeli вышли из состава акционеров “КаР-Тела”, подчинившись решению казахстанского суда продать свои акции по номинальной стоимости (за $3100).

Но на этом взаимоотношения “КаР-Тела” с бывшими владельцами не закончились. С вкладчиками разорившегося банка Узанов расплатился государственный Фонд страхования сберегательных вкладов (ФССВ), а активы семьи, включая Telsim, были арестованы и переданы в управление фонда. Теперь ФССВ пытается вернуть выведенные Узанами средства. Представитель фонда ранее говорила “Ведомостям”, что собирается взыскать $5,5 млрд с 220 компаний, акциями которых владело семейство Узан. Крупнейшие из них — Telsim и Imar Bank.

Месяц назад “КаР-Тел” получил платежное поручение от ФССВ, в котором фонд требовал от компании “до 6 мая 2004 г.” выплатить ему $5,5 млрд. “КаР-Тел” оспорил это предписание в административном суде Стамбула.

Инвесторы скептически оценили шансы турецких властей отсудить у казахской “дочки” “ВымпелКома” миллиарды долларов. ФССВ инициировал сотни исков по всему миру против бывших компаний холдинга Узанов, объясняет партнер стамбульского офиса юридической компании Gide Loyrette Nouel Гийом Руже-Бриер. “Не думаю, что ФССВ серьезно воспринимает все эти иски”, — рассуждает он.

А на днях в своем меморандуме о выпуске облигаций “ВымпелКом” признал, что “КаР-Тел” рискует потерять деньги из-за спора с турецкими властями. Правда, речь идет о сумме на два порядка меньшей, чем требует ФССВ.

В июле 2004 г. “КаР-Тел” получил заочное решение Алма-Атинского городского суда о том, что бывшие турецкие акционеры должны возместить ему ущерб на $41 млн. После этого “КаР-Тел” воспользовался $19,7 млн из средств, причитающихся бывшим акционерам на 31 августа 2004 г. Из этой суммы $14,3 млн “КаР-Тел” должен был заплатить турецким компаниям до 30 июня 2004 г.

“Эти $19,7 млн мы не включили в общий объем задолженности “КаР-Тела”, — говорится в меморандуме. Но юристы “ВымпелКома” не исключают, что решение казахского суда будет пересмотрено, а это может привести к тому, что “КаР-Тел” или его российский акционер заплатят $19,7 млн правопреемникам Узанов.

“КаР-Тел” вправе требовать от Telsim и Rumeli еще $21,3 млн, говорит гендиректор казахской компании Константин Марков. Но оператор не подавал соответствующих исков к турецким компаниям, поскольку у них нет других активов в Казахстане, а “поиск в других странах может обойтись компании дороже”. Узнать у ФССВ, подавала ли компания иски против “КаР-Тела”, “Ведомостям” вчера не удалось.

Управляющий директор инвестиционного блока Внешторгбанка Юлий Матевосов считает, что в случае фиаско в Казахстане “ВымпелКом” имеет право переложить финансовый ущерб на своих консультантов. “Самое страшное, что "ВымпелКом" может лишиться $350 млн — инвестиций в казахского оператора, — полагает аналитик МДМ-банка Сергей Резник, — а по сравнению с ними $19,7 млн — ничто”.



Ведомости