11.02.2005

Идут за имуществом. Депутаты возвращают конфискацию в Уголовный кодекс



Вчера комитет по безопасности Госдумы на своем заседании принял решение поддержать внесенные группой депутатов фракции "Единая Россия" поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие восстановление отмененного год назад института конфискации имущества. Депутаты пришли к выводу, что установленные сейчас штрафы "зачастую и мизерно не могут компенсировать ущерб, нанесенный в результате преступной деятельности".

Напомним, что с инициативой восстановления института конфискации в середине января выступил в Совете федерации генеральный прокурор Владимира Устинова. Вскоре после этого администрация президента РФ передала в правительство поправки к Налоговому, Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам, которые помимо прочего предполагали и возвращение в практику конфискации имущества (см. Ъ от 1 февраля). Вчера к работе подключились депутаты: думский комитет по безопасности рассмотрел внесенный еще в ноябре 2004 года Александром Гуровым, Алексеем Волковым, Александром Хинштейном и первым вице-спикером Любовью Слиской (все – фракция "Единая Россия") законопроект, во многом дублирующий инициативы президентской администрации.

Суть законопроекта заключается в восстановлении статьи 52 Уголовного кодекса "Конфискация имущества" в качестве меры наказания, которая по замыслу авторов должна применяться в отношении совершивших преступления, отнесенные к категории "тяжких" (то есть предусматривающих в качестве наказания лишение свободы на срок пять-десять лет, в эту категорию попадают в том числе и налоговые преступления, совершенные в особо крупном размере) и "особо тяжких" (больше десяти лет лишения свободы). При этом конфисковывать предлагается не только орудия совершения преступления, а также полученное преступным путем имущество, как это и сейчас предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом, но и любые "доходы, полученные от этого имущества", а также имущество, "используемое или предназначенное для финансирования организованной группы, преступного сообщества или участвующих в них лиц", и даже имущество третьих лиц "при условии, что лицо знало или могло знать либо должно было знать о незаконном приобретении, предназначении или использовании этого имущества".

Идея вернуть конфискацию членам комитета по безопасности, как и следовало ожидать, понравилась. Правда, авторам было рекомендовано вновь внести в Госдуму соответствующий законопроект, но исключительно с целью его скорейшего прохождения: дело в том, что помимо возврата конфискации авторы предложили поправить еще ряд положений Уголовного кодекса, а им рекомендовали оформить предложения по конфискации в отдельный законопроект. По мнению большинства членов комитета, "восстановление конфискации имущества в системе мер уголовного наказания позволит более эффективно решать задачу борьбы с преступными деяниями террористического характера, сбытом наркотиков и другими опасными для общества преступными явлениями".

"Уголовный закон лишился мощного правового инструмента устрашения нечистых на руку людей – конфискации имущества,– торжественно процитировал пояснительную записку к законопроекту председатель комитета по безопасности Владимир Васильев.– Только в 2002-2003 годах было вынесено 50 обвинительных приговоров, предусматривающих дополнительное наказание в виде конфискации имущества, а установленный в настоящее время штраф в миллион рублей зачастую и мизерно не может компенсировать ущерб, нанесенный в результате преступной деятельности". Между тем, по словам главы комитета, "за последние годы количество преступных группировок, орудующих в бюджетной сфере, увеличилось в 16 раз".

Члены комитета согласились с доводами председателя, решив, что восстановление института конфискации – "необходимая мера", так как "преступники используют пробелы в законе и зачастую готовы отсидеть срок, зная, что на свободе у них осталось достаточно средств для будущего небедного существования".

А дополнительным аргументом в пользу возвращения конфискации стало заявление руководителя думской комиссии по противодействию коррупции Михаила Гришанкова, который поделился с коллегами информацией о том, что позиция спикера Бориса Грызлова "схожа с мнением комитета", а потому, "несмотря на ряд полученных на него отрицательных отзывов, документ будет продвигаться дальше". Для того чтобы продвинуть инициативу как можно дальше, в Госдуму уже приглашены генпрокурор Владимир Устинов и глава МВД Рашид Нургалиев, которые, предположительно, должны выступить перед депутатами 9 марта в рамках "правительственного часа" с докладами об итогах борьбы с преступностью в 2004 году. Очевидно, они постараются доходчиво объяснить слушателям, что для эффективной борьбы с преступностью им не хватает именно конфискации имущества.

Поддерживают "конфискаторов" и судьи. По крайней мере Верховный суд прислал парламентариям положительное заключение на законопроект с одной лишь оговоркой: что "имущество, подлежащее конфискации... если оно было передано осужденным другому лицу, может быть конфисковано в собственность государства лишь при условии доказанности, что это лицо знало о незаконном приобретении, предназначении или использовании этого имущества".

Против возврата конфискации пока открыто выступил лишь кабинет министров. Как отмечается в заключении правительства, "не может быть поддержано предложение о восстановлении ранее действовавшего института конфискации имущества". Однако депутаты сочли аргументы Белого дома неубедительными. Так что пока в борьбе противников и сторонников конфискации выигрывают последние.

ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО



Конфискация в российских законах

Впервые конфискация имущества как способ наказания упоминается в своде законов "Русская правда" от 1072 года: виновные в убийстве, разбое или поджоге подлежали "потоку и разграблению". Широко применяться имущественные санкции стали с принятием Соборного уложения 1649 года. Конфискацией дополнительно наказывали за политические преступления, разбой, убийство, взяточничество, а также курение и продажу табака – "дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну". Наиболее часто применялась конфискация поместий казненных и сосланных лиц.

В 1718 году Петр I установил принцип удовлетворения кредиторов преступника из его имения, конфискованного в казну. Екатерина II отменила конфискацию родовых имений, а также имущества жены преступника. В начале XIX века конфискацию ограничили политическими преступлениями в "приграничных губерниях". В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года конфискация упомянута в перечне дополнительных наказаний – в первую очередь за бунт против власти, госизмену и контрабанду. 3 декабря 1864 года Александр II издал секретное повеление о том, чтобы конфискация, как и смертная казнь, назначалась "сколько можно реже и лишь в исключительно важных случаях".

В советской России уже 19 декабря 1917 года издана инструкция революционным трибуналам, в которой в перечне мер наказания указывались "конфискация (частичная или общая) имущества виновного". При создании ВЧК 20 декабря 1917 года ей были даны полномочия по конфискации имущества и лишению продовольственных карточек. Вскоре конфискация стала одной из наиболее широко применяемых властью мер против буржуазии. В качестве дополнительного наказания она фигурирует в декретах "О спекуляции", "О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков" (за отказ передать властям акции), "О тыловом ополчении" (за неявку по призыву), "О ревтрибунале печати" (за сообщение ложных сведений). В 1921 году конфисковывалось имущество лиц, отказавшихся вернуться в РСФСР.

В Уголовном кодексе 1922 года конфискация указана как дополнительная мера наказания, всегда сопутствующая расстрелу. Если по смягчающим обстоятельствам расстрел заменялся заключением, конфискация сохранялась. 15 июня 1927 года принято постановление ЦИК и СНК СССР "Об ограничении конфискации по суду", устанавливающее виды имущества, не подлежащего конфискации (например, паевые взносы в кооперативные организации). В том же документе указывалось, что конфискация может применяться лишь за государственные, воинские, важнейшие должностные и хозяйственные преступления. Этот принцип сохранился в редакциях УК 1960 и 1966 годов.

В УК РФ, вступившем в силу 1 января 1997 года, конфискация перестала применяться к преступлениям средней тяжести (в том числе налоговым преступлениям). 21 ноября 2003 года Дума приняла закон 162 "О внесении изменений и дополнений в УК РФ", заменяющий конфискацию штрафами. Из УК исчезла сама статья 52 "Конфискация имущества". Конфискация как мера наказания сохранилась лишь в статье 25 пункты 2 и 3 ("Незаконные приобретение или хранение в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ").




КоммерсантЪ