16.02.2005

Пир во время чумы. Жизнь постсоветской России в кривом зеркале рекламных слоганов



Реклама — двигатель прогресса. Это аксиома, с которой и спорить-то неудобно. Но внедрять прогресс — только одна из функций рекламы. Реклама — учитель жизни, она задает уровень, к которому рядовым гражданам надо стремиться. В общем, «главный пропагандист и агитатор», и «организатор» — возможно, Ленин, живи он в начале ХХI в., не про газеты, а именно про рекламу бы так написал. Реклама вездесуща, куда взгляд ни кинь, везде на нее натыкаешься.

Из учебников известно: самый ходовой прием рекламы — стилизация банальности. Или превращение в банальность того, что ею отнюдь не является. Однако куда именно реклама нас двигает и к чему сподвигает?

Щит в метро: реклама компьютерной игры. Молодой успешный бизнесмен перед компьютером. Слоган: «После офиса до секса». Коротко, доступно, ярко. Сразу задана схема не только дня, но и жизни: «поработал, поиграл, по…» — и жизнь удалась. Почти как бессмертное «украл, выпил, в тюрьму — романтика…»

Известный ролик по ТВ: «Он стал занимать слишком много места, и мы уже не знали, что с ним делать». Кто? Что? Почему? На экране напряженные лица мужа и жены — все, семья рухнула, разводиться едут. Нет, не разводиться — всего лишь выбросить старый кухонный комбайн. А с новым семья авось да не распадется… Сексапильные красотки и парфюмерные красавцы, призывающие чистить зубы только такой, и никакой другой пастой и бриться только такой, и никакой другой бритвой, чтобы жизнь удалась, — куда от них денешься? Нравится, не нравится — терпите, граждане.

Рекламный ход, уже неоднократно использованный нашими пиарщиками: белое поле, по нему – интригующая надпись. В последнем случае: «Даем женщинам». Сразу реакция сами понимаете какая: мгновенный полет мысли в область «Это не то, про что вы подумали». Причем впоследствии «это» может оказаться чем угодно – от того же кухонного комбайна до загородного коттеджа, а привкус пошлости, несомненно, делает интригу намного круче.

Но это все так, цветочки, влияние рационального Запада, попытки вписаться в «цивилизованный мир» — такой рекламы пруд пруди и за границей. А вот чем Россия всегда отличалась, так это трепетным отношением к культуре. Миф о «загадочной славянской душе» в отличие от прочих мифов неувядаем. И наша доморощенная российская реклама, помимо бытовых ценностей, пропагандирует еще и художественные.

Художник Перов у нас всегда был популярен. Старшее и среднее поколения, даже если не помнят его по фамилии, знают картину «Тройка» — ее репродукция неизменно украшала учебник по русскому языку то ли для 4-го, то ли для 5-го класса средней школы, а восьмилетнее школьное образование в СССР было обязательным. Времена изменились, но творчество Перова по-прежнему востребовано. Только для постсоветской России по настроению больше подошли «Охотники на привале». По всему шоссе — здоровенные рекламные щиты с репродукцией картины, призывающие в модный загородный ресторан. У «Савеловской» охотникам для ясности пририсованы «пузыри» с текстовками: герои нахваливают друг другу близлежащий бар. Но всех перещеголяли авторы рекламного плаката в метро: на нем изображены все те же веселые охотники, а под ними подпись: «ВИЧ через дружбу не передается». Кстати, пикантная черточка: на картине рядом с одним из охотников лежит двустволка… Sapienti sat.

Этот рекламный плакат — всего лишь первая ласточка, один из серии. Следующим «разрекламированным» стал Илья Ефимович Репин: «Бурлаки на Волге» с текстовкой «ВИЧ не передается, когда мы работаем вместе». А затем и советский период не остался неохваченным: картина Федора Решетникова «Опять двойка» и — «ВИЧ не передается, когда мы ходим в одну школу». Кто на очереди?

Нет, понятно, что живем мы в эпоху постмодернизма, когда цитаты из классики переосмысляются, вплетенные в новый контекст. Каков контекст, таков и смысл. А контекст задается обществом.

По радио, вклинившись между двумя эстрадными хитами, бодрый мужской голос вещает:

«Когда могучая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов,
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров!


Инвестиционная компания такая-то приглашает вас принять участие… Вас ожидают новогодние сюрпризы и подарки!»

Хочется воскликнуть: автора! Автора этой рекламы! Вот он, настоящий постмодернист (Дмитрий Александрович Пригов отдыхает!) Уж он-то наверняка (в отличие от заказчиков) знал, откуда берет цитату: Пушкин Александр Сергеевич, «Пир во время чумы». Знал и следующие строчки за процитированными:

Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой....
Что делать нам? и чем помочь?


Татьяна Кравченко. "Политический журнал"

Новости наружной рекламы