17.02.2005

Юрий Лужков наведет в льготах конституционный порядок. Мэр Москвы подает в суд на закон о монетизации



Вчера мэр Москвы и сопредседатель высшего совета партии "Единая Россия" Юрий Лужков заявил о намерении обжаловать положения федерального закона о монетизации льгот в Конституционном суде. Ранее мэр уже обвинял министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова в том, что отобранные Минздравом поставщики лекарств завышают цены, чему способствуют привлеченные министром страховщики. В Минздраве уверены, что обжаловать монетизационный закон Юрию Лужкову будет "непросто", поскольку его положения соответствуют Конституции.

Юрий Лужков является одним из наиболее последовательных критиков правительственного закона о монетизации натуральных льгот. Столичный градоначальник не ограничивается критикой документа, а весьма успешно добивается того, чтобы монетизация в столице проходила по сценарию московских властей, а не Минздрава с Минфином. За счет столичного бюджета Юрий Лужков сохранил основные привилегии не только 800 тыс. региональных льготников (ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных), но и 1,2 млн льготников федеральных (инвалидов, ветеранов, чернобыльцев и др.). Отменено было всего несколько видов не самых значительных льгот – к примеру, скидки, которые получали инвалиды при оплате услуг вневедомственной охраны, телевизионной антенны и радиоточки. Такой поворот событий вовсе не обрадовал федеральный центр – ведь получается, что правительство РФ, задумывавшее монетизацию как средство повышения прозрачности бюджетных потоков, проходящих через транспортные, медицинские и прочие организации, своей цели в столице не достигнет.

Наиболее жесткую позицию Юрий Лужков занял по вопросу лекарственного обеспечения льготников. Московские власти просто отказались присоединяться к придуманной главой Минздрава Михаилом Зурабовым системе поставки лекарств и предпочли нести значительные убытки, обеспечивая медикаментами все категории льготников за собственный счет. "Господин Зурабов навязывает приобретение льготных лекарств через страховые компании. В результате они становятся дороже, чем в аптеках",– заявил в конце января Юрий Лужков и призвал правоохранительные органы "разобраться с этим". Уже через неделю после этого заявления Михаил Зурабов сообщил, что, по крайней мере, в 2005 году бюджетные "лекарственные" деньги страховщикам все-таки не достанутся.

Видимо желая развить успех, Юрий Лужков вчера на заседании коллегии прокуратуры Москвы заявил о намерении обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой проверить на соответствие Основному закону "отдельных положений" закона о монетизации. Конкретные пункты будущего обращения в КС мэр пока не называет. Однако известно, что наибольшее раздражение столичных властей, кроме навязывания им новой системы лекарственного обеспечения, вызывает передача учреждений медико-социальной экспертизы (устанавливающих или подтверждающих инвалидность граждан) от регионов центру.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов заявил Ъ, что "поводы для обращения в КС безусловно есть". "Ко мне с жалобами на закон обращается множество граждан. Конкретный пример: женщина, много лет ухаживавшая за больным ребенком, рассчитывала на то, что в соответствии с действовавшим до 1 января 2005 года законодательством эти годы будут засчитаны ей в трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии. Однако одно из положений закона о монетизации эту норму отменило",– сообщил Владимир Платонов и напомнил: ст. 55 Конституции устанавливает, что вновь издаваемые законы не должны отменять или умалять права и свободы граждан. "Сейчас мои юристы работают над жалобами граждан, соотнося их со статьями федеральных законов и положениями Конституции – и там есть о чем подумать",– отметил спикер московской Думы.

"Пусть обращаются – это их право. Думаю, доказать свою правоту заявителям будет непросто, ведь при формулировании закона мы тщательно согласовали его положения с Конституцией и определениями КС",– заявил Ъ директор правового департамента Минздрава Михаил Ковалевский, оценивая шансы московских властей на успех. Министерство готово к тому, что некоторые положения закона могут оспариваться в судах – только общей юрисдикции, а не в Конституционном: по словам господина Ковалевского, преамбула закона (в которой говорится, что "нормы настоящего закона... не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина") была написана специально для того, чтобы суды "могли принимать участие в реализации закона и следить за тем, чтобы жизнь граждан не ухудшалась".

Вчера инициатива Юрия Лужкова получила и политическую оценку. "Я здесь не вижу никакого нарушения ни действующего закона, ни партийной этики",– сказал лидер "Единой России" Борис Грызлов. По его словам, Юрий Лужков "выражал свою позицию при обсуждении этого закона еще на заседании высшего совета партии – эта позиция была выслушана. И он, безусловно, имеет право высказывать свою позицию и в других структурах государственной власти, в том числе обратиться с запросом в Конституционный суд". А первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк заметил, что не видит в действиях своего шефа "ничего оппозиционного".

ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ



Как Юрий Лужков судился с федеральным центром

В марте 1995 года Юрий Лужков подал жалобу в Верховный суд РФ на решение главы МВД Виктора Ерина отстранить от должности начальника ГУВД Москвы Владимира Панкратова из-за убийства гендиректора телеканала ОРТ Владислава Листьева. Суд признал действия министра законными.

В декабре 1999 года Юрий Лужков обратился в Верховный суд РФ с требованием признать незаконным указ президента Бориса Ельцина от 2 декабря об отстранении Николая Куликова от должностей замглавы МВД и начальника столичного ГУВД. 22 декабря суд отклонил жалобу, однако 11 апреля 2000 года кассационная коллегия Верховного суда отменила указ президента в части увольнения Куликова с должности главы ГУВД. Тем не менее 23 мая 2000 года президиум ВС по протесту Генпрокуратуры принял решение в пользу президента.

21 декабря 1999 года мэрия Москвы подала иск в Верховный суд о признании недействительным приказа Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о повышении тарифов МГТС на оплату услуг телефонной связи до 50 рублей в месяц с 1 января 2000 года. 18 января 2001 года Верховный суд счел действия министерства законными.

12 августа 2002 года Юрий Лужков обратился в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции РФ Земельного кодекса, принятого 25 октября 2001 года, и федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года. По мнению мэра, установленная законами стоимость приватизации земли не соответствовала московским расценкам. 5 ноября 2003 года запрос был отклонен как не относящийся к юрисдикции КС.

2 октября 2002 года мэрия Москвы запросила КС о законности постановления Верховного совета РСФСР от 27 декабря 1991 года, передавшего памятники общероссийского значения в федеральную собственность, а также указа президента РФ Бориса Ельцина от 20 февраля 1995 года, установившего перечень этих памятников. Запрос пока не рассмотрен.

10 июня 2003 года Юрий Лужков подал запрос в КС о соответствии Конституции федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", который лишал субъекты федерации возможности участия в процедуре банкротства. 25 декабря 2003 года запрос был отклонен как не относящийся к юрисдикции КС.




Как Юрий Лужков критиковал федеральные власти

25 июля 2000 года на совместном заседании комитетов Совета федерации по бюджету и по экономической политике Юрий Лужков подверг критике предложенный правительством РФ Налоговый кодекс, отметив, что он "наносит непоправимый вред государству", а Минфин хочет "побольше взять у регионов" и таким образом обеспечить свою самодостаточность. 14 августа состоялась встреча мэра и главы Минфина Алексея Кудрина, после которой министр заявил, что Юрий Лужков со всем согласился.

12 марта 2002 года Юрий Лужков заявил, что "в правительстве есть лица, не заинтересованные в переходе АО 'Москвич' в собственность Москвы", а некоторым федеральным структурам выгодно банкротство завода. Несмотря на это, завод остался в федеральной собственности и был обанкрочен.

21 марта 2003 года мэр Москвы выступил с резкой критикой политики, проводимой Минкультуры. Он, в частности, высказал мнение, что современное российское телевидение представляет "грандиозную опасность для молодежи". В тот же день министр культуры Михаил Швыдкой ответил, что не все так уж плохо: "Телевидение у нас хорошее и развивается позитивно".

1 мая 2003 года на профсоюзном митинге в Москве столичный градоначальник раскритиковал планы правительства РФ по вступлению в ВТО, отметив, что "правительство нас усиленно толкает в ВТО". Несмотря на высказывания московского мэра кабинет министров продолжает курс по вступлению РФ в ВТО.

21 октября 2004 года на заседании правительства РФ Юрий Лужков вступил в словесную перепалку с главой МЭРТа Германом Грефом по вопросу охраны памятников культуры. Мэр был недоволен тем, что по новому закону о разделении полномочий регионы не могут использовать памятники федерального значения: "К нам скоро придет прокуратура и спросит: на каком основании вы восстанавливаете Манеж, обслуживаете бывший Моссовет". Министр ответил: "Вы говорите, что надо поделить памятники на ваши и наши. Но вы видите их вашими!"

3 декабря 2004 года в газете "Труд" в статье "Стабилизационный фонд – лекарство от развития" мэр Лужков обвинил правительство РФ в "накопительстве ради накопительства" и призвал потратить средства стабфонда на развитие высоких технологий в стране. 9 декабря 2004 года Минфин распространил официальный ответ на статью, в котором правительству Москвы ставился диагноз: "Экономическая безграмотность". 11 февраля 2005 года на встрече с министром финансов Алексеем Кудриным Владимир Путин поддержал идею направления средств стабфонда на выплату внешнего долга.

15 февраля 2005 года на заседании правительства Москвы Лужков раскритиковал реформу культуры, ведущую к тому, что "большинство репертуарных театров перестанет существовать". Реакции со стороны Минкульта РФ пока не последовало.




КоммерсантЪ